четверг, 12 января 2017 г.

Пермь музейная


Лето заканчивалось, а мы с другом моими еще ни разу никуда не выбирались, как бывало прежде. Ну, вот, решили, наконец, куда-нибудь съездить, хотя бы на денёк, тем более, что воскресенье, по всем прогнозам, обещало быть погожим.

Выбрали Пермь. Удивительно, но никто из нас в этом славном городе на Каме до сих пор толком не бывал. Так, проездом, с выходом (или без выхода) на вокзале, и то довольно давно.

Ну, что же – Пермь Великая. Что там у нас с Пермью? «Город на Каме – где не знаем сами». Это раз. Пермская деревянная скульптура. Это два. Пермский звериный стиль. Это три. Пермский геологический период. Это четыре. Пермский музей современного искусства, то ли основанный, то ли руководимый Маратом Гельманом. Это пять. Что еще? Впрочем, для одного дня и этого достаточно.
[Примечание: описываемое здесь путешествие было совершено в июле 2012 года.]

ЭПИСОДИЙ ПЕРВЫЙ
СОКРАТ, ИЛИ «ДАЛЬШЕ КАМЫ НЕ УЕДЕШЬ!»

Из интернет-гидов явствует, что пермскую скульптуру нужно смотреть в Пермской художественной галерее, что на Комсомольском проспекте, 4. А пермский звериный стиль – в Краеведческом музее, на ул. Орджоникидзе, 11. Ну, а современное искусство – соответственно, в Музее современного искусства , в старом здании Речного вокзала. Итак, цели намечены, бак заполнен – в путь!

Вот он, город Пермь. Наша первая цель – Художественная галерея. На неё на первую, по нашим смутным прикидкам, мы должны были выехать чуть ли не прямиком. Долго едем по какому-то широкому проспекту. Карты нет. У меня почему-то твердое убеждение, что где-то надо повернуть направо, а потом налево. Наконец понимаем - надо останавливаться и провести опрос местного населения.

Первым нам попался дворник (или мы ему?). Колоритный персонаж. Тёртый калач. Верхний ряд зубов блистает своим вставным «золотым» рядом, а широкий лоб в сочетании с сократовским прищуром выдает житейскую мудрость. соглашается нам помочь.

– Не подскажете, Комсомольский проспект?

Сократ перестаёт мести, покровительственно разворачивается к нам, опирается на орудие своего труда, вытирает со лба пот.

– Я вот родился в маленькой деревне, – неторопливо начинает Сократ свой диалог, – так там никто таких вопросов не задаёт. Там вообще – одна улица. Ленина называется. Что – «Комсомольский проспект»?

– Ну, как проехать на Комсомольский проспект? – уточняем вопрос.

– А мы где, по-вашему, сейчас стоим? – продолжает Сократ свою майевтику, разводя руки и с удивлением оглядываясь вокруг.

– Ясно. Говорят, у вас тут есть художественная галерея - не знаете, далеко она?

Сократ заметно оживляется.

– Конечно знаю! Я ж там бывал! Отличный музей! Правда, моя бабка сказала, что они, сволочи, всё самое ценное в подвалах держат. Но музей отличный! Сейчас у нас новый губернатор. Прежнего-то - таво... Теперь вот новый. Теперь их из церквы-то турнут!

– А пермская скульптура – там же?

– А куда ей деваться? Конечно, там. Сами-то откуда? – спрашивает Сократ тоном римского патриция.

– Из Екатеринбурга.

– А-а, дак вы из Йобурга! А чего, у вас там и у самих есть чё посмотреть, – с некоторым недоумением то ли утверждает, то ли спрашивает Сократ.

– Да есть-то оно есть – у нас Камы нет!

– Да-а, это точно… Ка-а-амы у вас не-е-ет, – задумчиво и с явным удовлетворением констатирует Сократ.

– Так как до музея-то доехать?

– А дальше Камы всё равно не уедешь. Поезжайте прямо, тут совсем рядом. Увидите большую церкву. Там он. Но их скоро турнут из церквы-то. Турнут, это уж к бабке не ходи!...

Нужно сказать, между Пермью и Екатеринбургом не так много общего, как можно было бы ожидать. Города, безусловно, разные. Но, тем не менее, много перекличек. Например, "учредительные мифы" (термин социальных антропологов) обоих городов наполнены одними и теми же персонажами и именами. В частности, теми, которые можно прочесть на фотографии ниже:



Пермская художественная галерея находится в Спасо-Преображенском кафедральном соборе, на высоком берегу Камы (во всяком случае, в 2012 году она находилась еще там). На бывшей кафедральной площади стоит скульптура какого-то святого – Стефан Пермский? Подходим. Нет, не Стефан – Николай Угодник.


ЭПИСОДИЙ ВТОРОЙ
СПАС В ТЕМНИЦЕ ИЛИ ПОЛЁТ БАБОЧКИ

Архиерейское подворье на тот момент времени уже было передано церкви, и там велись службы, но сама Галерея пока оставалась еще в соборе. Пермская коллекция состоит из четырех разделов: живопись (в основном русская с небольшим количеством западно-европейской), русские иконы, пермская деревянная скульптура, а также временная выставка.

Григорий Стрόганов, землевладелец, финансист, политический деятель и протчая и протчая и протчая. Давал деньги Петру I на Северную войну.

Павел Александрович Сведомский. Две римлянки с бубном и флейтой. 1880-е гг.

Интересно, что у Павла Александровича Сведомского в Пермской губернии было имение, хотя появлялся он там редко, поскольку большую часть времени жил и работал в Риме.

Алексей Петрович Боголюбов. Закат. 1857 г.
Алексей Петрович Боголюбов – создатель живописной истории российского военно-морского флота. Боголюбов восхищался картинами И. Айвазовского и очень многому от него научился.

Иван Айвазовский. Контрабандисты. 1884 г.



Константин Савицкий. На войну. 1888 г.


На картине изображена мобилизация запасников во время Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Запасники – это те, кто в своё время уже отслужил семь лет и был уволен в запас. Это был первый случай массовой мобилизации запасников. (В годы Крымской войны запасников также призывали, но тот опыт не был таким масштабным.) О том, что это именно запасники, говорит их одежда: военные кители, а под ними – крестьянские рубахи. Призывники и ратники ополчения отправлялись к месту службы в обычной одежде, а запасники обязаны были явиться в обмундировании, в котором в своё время пришли со службы.

Иван Крамской. Портрет княжны Екатерины Алексеевны Васильчиковой. 1867 г.
На самом деле, вопрос о том, кто именно изображен на этом портрете, очень спорный. Другими словами, перед нами – пермская «Незнакомка» Крамского, в которую, возможно, он был влюблён.

«Незнакомка»

По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.

Вдали над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный
Бессмысленно кривится диск.

И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен.

А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas кричат.

И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.

В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

Александр Блок. 1906 г.


... Обращает на себя внимание автопортрет Борисова-Мусатова:
Борисов-Мусатов. Автопортрет. До 1905 г.

Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов – русский художник, автор таких удивительнейших картин-элегий, картин-настроений, как «Весна», «Призраки», «Водоем»...

Виктор Васнецов. Гусляры. 1899 г.



Константин Богаевский. Генуэзская крепость в Судаке. 1907 г.




Игорь Грабарь, Весенний ветерок. 1905 г.
Удивительно, но эта фотография у меня опредёленно получилась! Хотя зал темный, освещение очень плохое. Видимо, в этой импрессионистской вещи есть что-то волшебное. Какой-то внутренний свет. Честно говоря, от этой картины просто трудно оторваться...



Портрет Маргариты Гавриловны Карповой. Константин Сомов. 1913 г.
 
А это просто "Портрет". Любовь Сергеевна Попова. 1916 г.

Бюст Карла Маркса. Голубкина А.С. 1905 г.
Одна тысяча девятьсот пятый год. Канонический «марксистский» образ Карла Маркса еще не сложился...



Портрет мальчика. Петров-Водкин, Кузьма Сергеевич. 1913 г.
Чистый ясный цвет, строгий взгляд. Петров-Водкин. Этот взгляд, запечатленный Петровым-Водкиным, западает в душу. С этим взглядом на душе – и с именем "Петров-Водкин" в голове – ты переходишь в следующий зал, в котором выставляется коллекция русских икон. И вот тут, в силу моей безграмотности в области истории русского искусства, меня ждало настоящее открытие. Первое, что я увидел в этом зале, было «Чудо о Флоре и Лавре», икона первой половины XVII века.

Чудо о Флоре и Лавре. Первая половина XVII века.
Чистый и ясный цвет, строгий взгляд. И красные кони! Это просто потрясающе: ты еще находишься под впечатлением Петрова-Водкина, идёшь смотреть – казалось бы – совсем другое искусство, и вдруг – красные кони. Тогда меня осенило – Петров-Водкин-то, оказывается, религиозный художник! Вот откуда – из этих русских икон – он черпал свое вдохновение. И организаторы экспозиции без всяких гидов и экскурсий, без всяких объяснений и подписей просто подводят тебя к этому выводу. (По-моему, это "высший пилотаж" музейного мастерства.) Для меня это было настоящее открытие  – и одно из самых сильных и запоминающихся впечатлений от всей пермской поездки. Оказывается, для полноты жизни иногда очень даже неплохо оказаться человеком не вполне грамотным. Уже по приезду домой я выяснил, что Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, родившийся в 1878 году в Саратовской губернии в семье сапожника, еще в юности познакомился с двумя местными иконописцами и, впечатлившись их работой, сам пытался писать иконы. А его карьера профессионального художника началась с создания образ Богоматери с Младенцем стене Ортопедического института в Петербурге. И, действительно, Петров-Водкин всегда проявлял интерес к русской иконописи…

Florus and Laurus with the Miracle of St. George and the Dragon in Perm
Чудо о Флоре и Лавре.Фрагмент.

Снимаю шляпу и перед людьми, которые организовывали и продумывали экспозицию Пермской галереи. 

Почитание святых мучеников Флора и Лавра было широко распространено в русских землях, особенно в Новгороде и на Севере. Флор и Лавр – покровители скотоводства. День их почитания, 31 августа (18-го по старому стилю), в народе назывался днем пастухов или конским праздником.


Борис и Глеб. Первая половина XVII века. Московская щкола (?) Фрагмент.
Борис и Глеб - младшие сыновья киевского князя Владимира Святославича, в 988 году крестившего Русь. В 1015 году были убиты братом Святополком в борьбе за киевский престол. Борис и Глеб стали первыми русскими святыми. Канонизированы были в 1072 году. Они почитались как защитники Руси, покровители князей и воинов. Дни их памяти, 15 мая (2-го по старому стилю) и 6 августа (24 июля) были очень важны для народного календаря, поскольку указывали на сроки начала сева и поспевания хлеба.


Святой благоверный царевич Димитрий Угличский (Московский). Икона середины XVII в.
Дмитрий, царевич Московский, младший сын Ивана Грозного, убиенный в Угличе, был канонизирован в 1606 году.





Климент, принявший крещение от самого апостола Петра, был одним из первых епископов (пап) Римских (в 91–101 годах). Во время одного из гонений на христиан он был сослан в район Херсонеса Таврического, а именно в Инкермановские каменоломни (территория современного Севастополя), где крестил огромное количества народу. Здесь же, у берегов Херсонеса, по приказу римского императора Траяна Климент принял мученическую смерть – был утоплен с якорем на шее. В Инкермане, в горе, находится древний Свято-Климентьевский пещерный монастырь, ныне опять действующий.

(Когда смотришь на эту икону, а именно на одежды Климента, возникает четкое ощущение 3D-изображения.)



На втором этаже Пермской художественной галереи – место для устройства временных выставок. В данном случае там проходила выставка современной деревянной скульптуры. Многие из представленных вещей обнаруживали явные переклички с пермской деревянной церковной скульптурой:


Эта инсталляция почему-то называется «Мальчик, похожий на ангела». Единственное, чего я не понял –почему «похожий»?


Спящий ангел




Кама




Соломея, танцующая с головой Крестителя, ангела пустыни.




Алина! Рули!




А ниже  – "Полёт бабочки":

Полёт бабочки.





Пространство Троицы.

Венец всей Пермской галереи – пермская деревянная скульптура. Это пермский вариант древнерусской церковной скульптуры. Коллекция была собрана в результате многочисленных экспедиций, в основном по северу Пермского края. Основная часть коллекции находится в Художественной галерее, но некоторые вещи выставляются и в других пермских музеях. 

Коллекция, конечно, потрясающая. Подписи к скульптурам, к примеру, вот такие: "Собор архангелов", село Губдор; "Параскева Пятница", село Ныроб Чердынского района; "Спас в темнице", село Усть-Косьва Ильинского района и т.д. Почти как "Распятие" из Санта-Мария-дель-Фьоре или "Мадонна со святыми" из церкви в Джульяно-ин-Кампанья. В самом деле, в этой пермской коллекции определенно есть что-то ренессансное...

Но фотографировать в этой части собрания Пермской художественной галереи строго запрещено, за чем неусыпно (почти) следит бабушка-смотрительница. Мне удалось улучить момент и сделать одну фотографию:

Ангел с молотком.
Почему с молотком, я так до сих пор и не понял.

Еще две пермские деревянные скульптуры сфотографировал в другом месте – в Пермском краеведческом музее:






Обе скульптуры называются «Спас в темнице»...

[Продолжение следует]

Комментариев нет:

Отправить комментарий