Линдос

ХРАМ, ВИСЯЩИЙ В ВОЗДУХЕ

Линдос, расположенный на восточном побережье Родоса, был одним из трех первоначальных городов острова, а его прославленный храм Афины оставался важнейшим святилищем и в эллинистический, и в римский периоды. Акрополь Линдоса находится на утесе, взметнувшимся ввысь на 116 м над уровнем моря, в данном случае - Средиземного.

Acropolis of Lindos; Ακρόπολη Λίνδου

Когда приближаешься к Линдосу по суше, эта огромная скала воспринимается как неприступная твердыня. И в самом деле, она увенчана массивными крепостными стенами, возведенными госпитальерами - славнейшим орденом Святого Иоанна Иерусалимского. Но - усмешка Истории - в наши дни эта цитадель рыцарей-крестоносцев бережет языческое святилище - частично реставрированный храм Афины Линдии. Его руины хорошо видны издалека.

Современный Линдос - небольшой городок с постоянным населением около шестисот греков, живущих в основном за счет туризма - расположился у подножия этого утеса, прямо на месте древнего Линдоса. Белоснежные кубические домики плотно окружают скалу, и двумя своими концами городок выходит к морю, как бы не в силах от него оторваться. Всё же вся история этого города, все его достижения, все его беды, вся его слава, вся его сила и даже, иногда, могущество были связаны с этим самым морем.


С точки зрения древних мореходов, город находился в идеальном месте. Мимо него проходили все корабли, шедшие из Египта, Финикии, Кипра на острова Эгеиды и далее, на греческий материк, а также вдоль анатолийского побережья к Проливам, а через них - в Понт Эвксинский (наше Черное море). И, естественно, все корабли, шедшие обратно. А поскольку город пользовался покровительством Афины и обладал двумя удобными бухтами, надежной защитой, питьевой водой, хорошо устроенным рынком, харчевнями и ладными гетерами - пройти мимо этого места было никак невозможно. Бухты расположены рядом - с двух сторон утеса. Та, что с юга, поменьше. Это - уютная гавань Святого Павла. Именно здесь высадился Апостол в пятьдесят седьмом году от Рождества Христова. Тогда был ужасный шторм. В дальнем конце этой бухты укромно расположилась церковь Святого Апостола Павла.



Вторая гавань, основная, находится с северной стороны. Она покрупней и может принять больше судов. 

Короче говоря, город всегда был наполнен чужеземцами и иноземной речью. Они здесь отдыхали душой и телом, перед тем как продолжить свой бесконечный рискованный бег по бурным волнам житейского моря, что-то себе присматривали, запасались прохладной питьевой водой, заводили полезные знакомства и вступали в связи ... не всегда в безопасные. 


... и обязательно оставляли часть своих сбережений в качестве подношения Афине Линдии.


Да и сами граждане Линдоса были прирожденными морскими бродягами. В архаические времена город, находясь на пике своего расцвета, совместно с другими греками участвовал в очень отдаленных колониальных экспедициях. Так, в 688 году до н. э. на далекой Сицилии возникло поселение, получившее имя Линдии. Позднее, правда, этот город переименовали в Гелу, но память о первопоселенцах сохранялась, как и, вероятно, связь с родиной - в Геле появился храм Афины Линдии. Участвовали жители Линда и в колонизации Киренаики - той самой ныне самопровозглашенной автономии, которая еще недавно была самой процветающей провинцией Ливии, теперь, после убийства Муаммара Каддафи, успешно распадающейся - при самом деятельном участии новых западных колониалистов. 
Приблизительно в 580 г. до н. э. Кирена широко раскрыла двери для новых поселенцев... Некоторые жители Линда пришли сюда, чтобы принять участие в этой крупной вторичной колонизации. Следующий царь Киренаики, Аркесилай II Жестокий, столь злобно воевал со своими братьями, что те ушли на запад, при этом стали подстрекать ливийцев восстать против Кирены. В последовавшей затем битве царь был разбит, потеряв 700 киренских гоплитов" (Кембриджская история древнего мира. М., 2007, с. 165).  
* * * * *
Когда, побывав на самой верхушке акрополя, у храма Афины, спускаешься вниз, к бухте Святого Павла, и оттуда бросаешь взгляд ввысь, на утес, с макушки которого только что любовался средиземноморскими видами, тебя берет оторопь: вдруг понимаешь, что площадка, на которой стоит храм, фактически висит в воздухе - на высоте 166 метров над морем...  

Прямо под храмом в скале - огромна полость, священная пещера. Афина Линдия, как и положено совоокой деве, парит в эфире... Осознание этого факта - одно из самых сильных впечатлений от посещения Линдоса. 
Так сказав, отошла совоокая дева Афина
По беспокойному морю, покинувши остров прелестный. 
...
Молвила и отошла совоокая дева Афина,
Как быстрокрылая птица, порхнула ... 
...
Ринулась бурно богиня с высоких вершин олимпийских.
(Гомер. Одиссея. Пер. В. А. Жуковский)

Бурно помчалась богиня, с Олимпа высокого бросясь.
Словно звезда, какую Кронион Зевес посылает...
(Гомер. Илиада. Пер. Н. Гнедича)

Согласно мифу, пещера под акрополем Линдоса был местом священным - там будто бы существовал необычайно древний, еще догреческий культ какого-то женского божества, которое позднее превратилось в Афину Линдию. Возможно, так оно и есть (в позднейшем культе Линдии обнаруживаются древнейшие хтонические черты, например, почитание змей), однако до сих пор археологам не удалось найти никаких материальных  подтверждений существованию здесь такого древнейшего культового места. По сути дела, если основываться на данных археологии,  историю святилища можно начинать лишь с периода "темных веков" - то есть даже не с микенской эпохи. 

Святилище начало быстро развиваться благодаря Клеобулу, одному из "семи мудрецов" и по совместительству тирану Линдоса. Именно Клеобул построил первый каменный храм - видимо, на месте более древнего священного участка. Этот архаический храм в плане был таким же амфипростильным храмом, какой появился на этом месте после того, как архаический храм Клеобула в 342 г. до н. э. погиб в огне пожара, и который можно видеть сейчас:
Амфипростиль - дословно значит "украшенный столбами с обоих торцов". Это такой тип греческого храма, у которого и спереди, и сзади находится по четыре колонны, а по бокам колонн нет - сплошная стена. Тип довольно редкий. Из самых известных примеров - маленький храмик Ники Аптерос (то есть Победы Бескрылой - чтобы не улетела) на афинском Акрополе. 

Храм Ники Аптерос на афинском Акрополе.
Реконструкция и план.
Храм Афины Линдии хотя и был крупнее этого афинского, но он все же был очень маленьким храмом, и размеры его совершенно не отражают того значения, которое имело святилище в Линдосе в религиозной жизни греков - и не только их одних. Тут важно отметить два момента. Первое. Храм расположен над огромной пещерой, фактически - в воздухе. А регион сейсмический. Второе. Площадка на самом верхнем уровне акрополя очень небольшая. Если бы сюда впихнули какую-нибудь громадину, сразу же были бы нарушены все мыслимые пропорции. И это была бы не гармония, а настоящее уродство. И архитекторы храма - и те, что работали при Клеобуле, и позднейшие - это прекрасно понимали. 

ГРЕХИ "РЕСТАВРАЦИИ"

Меня всегда смущали многочисленные фотографии Линдосского акрополя, которые доводилось видеть в Интернете до путешествия по Родосу. Я никак не мог взять в толк - что не так? Отчасти, видимо, дело в дисгармонии, рождающейся от того, как средневековая фортификация берет в плотное кольцо античность - настолько плотное, что возникает ощущение удушья.  Но, видимо, была еще какая-то "заноза". Какая именно, стало понятно, когда увидел место своими глазами... 

Акрополь Линдоса. Вид с северной бухты.
(Иллюстрация взята из журнала Antike Welt.)
Картина, показанная выше, хороша тем, что она позволяет представить, как примерно выглядел линдский акрополь в своем сложившемся варианте - к началу Римской эпохи. Здесь художник попытался представить все основные элементы ансамбля (а это, вне всякого сомнения, именно ансамбль, аналогов которому в античном мире не так уж и много). Увидеть акрополь в таком варианте живьем невозможно, даже если бы Греческое Министерство Культуры и Туризма решило полностью восстановить здесь все античные памятники - стена госпитальеров гораздо выше античной стены.   
Первые серьезные раскопки в зоне Линдского акрополя проводились датскими археологами в 1902-1914 годах. Руководили работами Христиан Блинкенберг и Карл Кинч. Именно тогда были обнаружены практически все известные нам сегодня памятники, большое количество постаментов под статуи (с надписями), вотивных подношений богине, а также другие находки, среди которых - мраморная стела с Линдской храмовой хроникой.  Две мировые войны и смерть Кинча, последовавшая в 1921 году, не позволили своевременно опубликовать бесценные результаты этих работ. В 1952 году датчане еще раз работали в Линдосе, но никаких крупных открытий сделано уже не было - целью было тщательное исследование уже открытых памятников. Первая полноценная публикация результатов всех этих археологических работ вышла в Копенгагене только в 1960 году. 

Короче говоря, Линдосу не повезло - он оказался одним из тех выдающихся памятников древности, который был "реставрирован" еще до полноценной публикации научных исследований. И за "реставрацию" эту в полной мере отвечают итальянцы. В результате Итало-Турецкой войны в 1912 году остров Родос вместе со всем архипелагом Додеканес отошел к Италии. Началась итальянская оккупация, продолжавшаяся до 1943 года.  Во времена фашистской диктатуры итальянцы решили превратить Родос в главный итальянский курорт. Муссолини поставил конкретную задачу перед губернатором Родоса: отучить жителей острова от их вредной привычки говорить на греческом языке. На территориях, подчиненных Италии, должен существовать только один язык - итальянский.  Чем закончил Муссолини, -хорошо известно. (Интересно: чем закончат порошенки с аваковыми и разными прочими турчениновыми?) 

Итак, итальянцы рьяно взялись за дело. Их "реставрация" мало считалась с научными результатами изучения памятников. Современные специалисты составили целый список прегрешений такой реконструкции (была разрушена античная дорога, которая вела от подножия к акрополю - с этой дорогой не посчитались, когда строили современную лестницу; при реставрации нижнего портика были использованы архитектурные детали от других сооружений; при реконструкции храма были перепутаны блоки каменной кладки; исчезли всякие следы рельефных украшений на капителях колонн храма, каковые украшения были хорошо видны еще во времена Блинкенберга и Кинча - и т.п.). Но главная ошибка - для реконструкции нижнего портика и храма при изготовлении недостающих деталей (элементов колонн, балок) был использован чужой, не родной камень. Вот она, та самая "заноза"! Вставки выглядят чужеродно, это бросается в глаза и оставляет ощущение неприкрытого "новодела". Это тоже порос (то есть туф), но не тот, из которого строили оригинал. Кстати говоря, этой ошибки, к счастью, избежали греки, когда начали полномасштабную реставрацию афинского Парфенона. Там главный и безусловный закон - использовать только родной камень. Там, в Парфеноне, современные вставки очень хорошо видны - они белее оригинала. Но это свойства мрамора. Через несколько десятилетий он "состарится" и будет выглядеть точно так же, как мрамор древний.  
Реконструированный элемент стои (нижнего портика).
Обратите внимание на отличие камня верхней части ствола колонн и капителей.
Впрочем, итальянская "реставрация" уже сама стала частью долгой и еще, очевидно, не закончившейся истории этого удивительного города. Линдос нужно воспринимать таким, какой он есть.  
План ансамбля Линдосского акрополя -
так, как он сложился к концу эллинистической эпохи. 
Итак, сохранились остатки либо следы следующих античных памятников (с юга на север, сверху вниз).
1. На самой верхушке утеса, на небольшой площадке - храм Афины Линдии. Представляет собой амфипростиль с четырьмя колоннами по торцам. 22 м на 8 м. Первый каменный храм был возведен при тиране Клеобуле, в VI в. до н. э. Реконструкция, которую можно видеть сейчас, относится ко второму храму, появившемуся после пожара 342 г. до н. э. (об этом пожаре сообщает Линдская храмовая хроника). Нужно понимать, что в древности храм был оштукатурен, а верхняя часть перекрытия - архитрав и карниз - имела яркую раскраску в виде меандра и цветочного орнамента. 
Храм Афины Линдии. Северный фасад и западная стена со "священной" оливой.
В римскую эпоху, как сообщается в одной из сохранившихся надписей, жрец по имени Аглохартос "украсил верхушку мыса Афины Линдии благотворными оливами" - возле храма была разбита оливковая роща (надпись № 498 в собрании Блинкенберга). 

2. В храме видны остатки постамента, на котором стояла культовая статуя Афины. Она была сделана из мрамора, дерева, украшена золотом и слоновой костью (такие статуи назывались у греков хрисоэлефантинными). При римском императоре Феодосие II, боровшемся с языческими святынями, статуя была увезена в Константинополь, где и была впоследствии уничтожена.
Храм Афины Линдии. Южная сторона, где был расположен опистодом - задняя (внутренняя) часть храма,
в которой располагалась сокровищница и казна богини.
3. Пропилеи, то есть преддверие. Эту часть ансамбля называют иначе "верхним портиком". Через пропилеи почитатели попадали на главный двор храма, где стоял большой алтарь. От пропилеев сохранился фундамент и некоторые архитектурные элементы. Эти пропилеи были построены, вероятно, в одно время со вторым храмом, после пожара 342 г. до н. э. Но какое-то преддверие украшало площадку, очевидно, и раньше. 

Пропилеи и храмовый двор Афины Линдии.
Скорее всего, именно здесь, в одном из залов пропилеев (как и в пропилеях афинского Акрополя) располагалась пинакотека - картинная галерея. Известно, что в Линдосе работали выдающиеся художники своего времени, например, знаменитый живописец Паррасий из Эфеса.
В погоне за роскошью Паррасий носил пурпурный плащ и белую перевязь на голове, опирался на посох. обвитый золотыми спиралям, и затягивал ремни на сандалиях золотыми пряжками. Рисовал он очень легко и с удовольствием и даже напевал за работой. Он любил все чудесное и рассказывал, что когда писал "Геракла" в Линдосе, то сам Геракл явился ему во сне и сам показал позу, наилучшую для картины... Над всеми своими линдскими картинами Паррасий надписывал:
"Неге приверженный муж, но доблести чтущий, исполнил.
Это Паррасий".
(Афиней. Пир мудрецов. Перевод Н. Голинкевича.)

4. Стоя, или нижний портик. Это сооружение появилось уже в эпоху эллинизма, более чем через сто лет после Пропилеев - в конце III в. до н. э. Имеет в длину 87 метров, фасад украшен 42 колоннами. Тыльная сторона портика имела сплошную стену, однако за десятью колоннами, находящимися в средней части стои, стена прерывалась, чтобы дать проход к монументальной лестнице, ведущей к пропилеям, а через них - к храму. 
Эллинистическая стоя на акрополе Линдоса, конец III в. до н. э.
Итальянская реконструкция, первая половина XX века.
Своими боковыми выступающими крыльями портик как бы распахивал объятия идущим к храму почитателям. 
Восточное крыло эллинистической стои в Линдосе.
 Позднее, в I веке до н. э., непосредственно перед нижним портиком была создана искусственная терраса. Для этого были осуществленные серьезные работы - террасу поддерживают арочные конструкции, которые хорошо видны до сих пор на самом нижнем уровне акрополя. Когда была построена терраса перед стоей, акрополь окончательно приобрел вид многоступенчатого ансамбля.
Сквозной проход через стою и терраса I века до н. э. перед ней.

* * * * *
                              Зачем разбили мы кумиры их,
                              зачем изгнали их из древних храмов? —
                              изгнание для них не стало смертью.
                              О ионийская земля, они тебя как прежде любят
                              и память о тебе хранят их души.
                              Когда восходит над тобой прозрачный августовский день,
                              пропитан воздух твой их жизненною силой,
                              порою образ молодой, бесплотный,
                              неясный образ поступью неслышной
                              легко проходит по твоим холмам.
                                              Константинос Кавафис. Перевод А. Величанского

* * * * *

ДАРЫ БОГИНЕ

Афина Линдия активно участвовала в жизни своего города. Но поклонялись ей не только местные жители - сюда стекались ее почитатели с самых разных концов греческого - и не только греческого - мира. Ее благодарили за благополучное возвращение из морского плавания, просили о помощи в выборе невесты, выполняли обет об установке статуи, когда торговая операция принесла прибыль, благодарили за рождение сына, молили об избавлении от болезней и прочих напастей, крестьяне просили дождя, воры - чтобы их не поймали, строители - чтобы здание не рухнуло, неверные жены - чтобы мужья оставались в неведении, цари - чтобы сосед не узнал о готовящемся на него нападении. И при этом обещали, что, если богиня поможет, в храм будет поднесен такой-то и такой-то дар в виде таких-то и таких-то золотых (серебряных, медных, керамических) предметов таким-то и таким-то весом... Многие подношения хранились - как в музее - в помещениях верхней площадки, примыкавших к пропилеям. Стены этих комнат, как уже было сказано, расписывались известными мастерами того времени. В разных местах акрополя были расставлены статуи на постаментах, посвященные богатыми почитателями во исполнение своих обетов перед богиней (статуй датчане нашли немного - все же их отливали из бронзы, металла дорого и ценного, так что в период от Феодосия II до Муссолини у этих изваяний было очень мало шансов избежать плавильной печи; а вот постаментов с надписями сохранилось очень много). В общем, посещение такой святыни, как акрополь Афины Линдии, для древнего человека было событием незабываемым и очень ярким, запоминавшимся на всю жизнь.

Богине подносили дары не только в виде каких-то предметов, украшений или статуй, но и монеты. Естественно, у Афины Линдии, как и у любой уважающей себя богини, имевшей собственное святилище, была и собственная казна.
Сокровищницы (тезаурусы) храма Афины Линдии.
Ящики для хранения даров в виде монет.

В задней части храма (в данном случае - это южная часть) располагалась особая комната - опистодом; от главной, центральной, самой священной части, которая называлась наосом и в которой находилась знаменитая хрисоэлефантинная статуя богини, опистодом был отделен сплошной стеной, так что вход в него был особый, с заднего торца.


Это скрытое от лишних глаз помещение служило казнохранилищем богини. Здесь находились особые каменные ящики - тезаурусы, в которых лежали монеты, принесенные в храм паломниками в качестве подношения богине. Морские торговцы имели обычай посвящать Афине - после каждой удачной экспедиции - определенную долю от полученного дохода. Также и земледельцы - часть дохода от продажи первин урожая. Когда эти тезаурусы пустели (у богини были свои траты, да и город мог взять у нее в займы), их выставляли перед входом в храм.
Схема каменного тезауруса с острова Фера,
из святилища какой-то египетской богини.
К западу от пропилеев датские археологи в начале ХХ века раскопали крупное хранилище, в котором были собраны обетные или, иначе, вотивные дары богине (от латинского ex voto - по обету, в исполнение обещания). Этот депозитарий представляет собой большую яму.
Большой депозитарий вотивных посвящений при храме Афины Линдии. 
Найденные здесь предметы сейчас хранятся в археологических музеях Стамбула и Копенгагена. При чем тут Стамбул? Дело в том, что первые десять археологических сезонов, с 1902 по 1912 год, датчане капали  с разрешения османских властей. Но самое ценное они все же умудрились вывезти в Копенгаген. В том числе, и главную свою находку - каменную стелу с Линдской храмовой хроникой. Ее, впрочем, нашли в другом месте - у подножия акрополя.

В этой яме было найдено около 3 тысяч вотивных даров, датируемых временем от VII до V века до нашей эры, не позднее. Данное обстоятельство наводит на мысль, что все эти посвящения были собраны в одно место в то время, когда храм подвергался реконструкции и ремонту после одного из очередных пожаров, случившегося в 392 г. до н. э.

В большом числе сохранились - кроме всего прочего - бронзовые застежки и булавки, когда-то скреплявшие священный пеплос (платье), в который была одета роскошная хрисоэлефантинная статуя богини. Каждый год, к главному празднику города, юные девушки ткали новый пеплос, расшивали его золотыми узорами, и в свещенной процессии подносили его в дар Афине. Так богиня получала новое одеяние.

Также в большом количестве в депозитарии найдены терракотовые фигурки и предметы повседневного обихода. Имелись и редкие, очень дорогие заморские подношения:  известняковые и терракотовые фигурки с Кипра, стеклянные и фаянсовые амулеты из Египта, шикарные морские раковины - тридакны - с рельефными украшениями. Одна из очень интересных вещиц, которая может рассказать о многом, это изящная ложка из слоновой кости.
Ложка из слоновой кости. Дар, поднесенный по обету Афине Линдии.
Прорисовка Марион Кокс.
Ложка датируется архаической эпохой - VII или VI веком до н. э. Об этом говорит как сама стилистика, так и египетские мотивы, которые были в моде у греков как раз в ту эпоху. Ложка вырезана в виде утки, обернувшейся назад. Утка - очень распространенный мотив в Египетском искусстве, особенно в период Нового царства. Она, утка, очень часто ассоциировалась с женской сексуальностью. Голова утки часто появляется и на египетских ложках, и на других предметах - как завершающее украшение. Наша родосская вещица, судя по всему, следует как раз этим египетским образцам и этой греческой моде.

Большое количество и высокое качество даров, привезенных из Финикии, Малой Азии, Кипра, Египта, Коринфа и Афин говорят о престиже, значении и очень широкой известности святилища Афины Линдии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий