Степанов день приходится на 9 января. (У меня, кстати, деда по отцу
звали Степаном.) На Руси говорили: «Пришел Степан – на нём красный жупан», то
есть на этот день всегда крепкий мороз. Что, не верите?
Степанов день – день памяти самого первого христианского
мученика – святого архидиакона Стефана. Стефан, еврей по рождению, был помощником (диаконом) апостолов. Фарисеи испытывали к нему настоящую злобу, и в 34-м году
от Р.Х. сначала притащили его на суд синедриона, а затем, после обличительных
речей Стефана, пришли в ярость и побили его
камнями (поэтому на иконах архидиакон Стефан изображается с грудой
камней в руках или на голове). Именно после этого в Иерусалиме начались первые погромы
христиан, так что те вынуждены были бежать в разные страны. Так христианская
вера начала быстро распространяться по всей Римской империи.
Святой Степан, как считалось на Руси, оберегал скотину и
избу от ведьм и всяческих злых наговоров. Поэтому в деревнях существовал обычай
по углам двора в этот день вбивать осиновые колья, а скотину поить из
серебряной посуды (если таковая, конечно, была в доме). Также в Степанов день нанимали
пастухов на весь следующий год. Поэтому есть и такие поговорки: «Степанов день
пастуха целый год кормит», «В пастухи наймешься – вся деревня у тебя в долгу»...
Итак, в этот «жаркий» день самое время рассказать об одном
из замечательных мест солнечной Греции – о скалах Метеорах, и, в частности,
об одном из шести действующих здесь на сегодняшний день православных
монастырей – о монастыре Святого Стефана.
Метеоры. |
Все Метеорские монастыри расположены
на вершинах отвесных и голых скал-останцев,
резко вздымающихся в небо прямо посередине равнинной местности на западе
Фессалии.
(Отвлекусь немного. О скалах Метеорах я, конечно, слышал задолго
до того, как там побывал. И у меня об этом месте было впечатление, очень
похожее на сон, из тех которые невозможно забыть: высоченные отвесные скалы,
вершин которых не видно, поскольку они всегда в мрачных густых облаках;
обрываются эти скалы прямо в бездонное море, которое всегда штормит. Могучая волна
бьется о скалы. Пена, брызги разлетаются во все стороны и попадают тебе на лицо… Здесь всегда сумрачно, ветрено и влажно,
но ощущение величественное, как в мифе об аргонавтах, которые пытаются проплыть
на своем утлом судёнышке между двумя сдвигающимися утесами, и еще не известно,
проскочат ли?… Откуда у меня взялась такая картина – ума не приложу, но
я был уверен, что все должно обстоять именно так. Поэтому, оказавшись здесь, поначалу
был сильно разочарован: а где же морские брызги? Где сдвигающиеся утёсы,
окутанные грозовыми облаками? Где «обещанный» эпический ужас и восторг?
… Чуть позже я понял – восторг совсем в другом…)
Утёс Кукла, на вершине которого расположен самый богатый Метеорский монастырь - Стефановская обитель. |
На самой макушке одной из таких скал-останцев, по названию «Кукла», которая возвышается над небольшим городком Каламбака,
находится самый богатый из вех Метеорских монастырей – женский православный
монастырь святого Стефана Первомученика.
Окраина Каламбаки (прежнее название - Стаги). Дорога к скале Кукле (иначе Стефановская скала) |
Согласно местной монашеской легенде, на скале Кукле еще в V веке
обитал монах-пустынник, некий Иеремия, чье имя, будто бы, сохранилось начертанным
на камне. Однако в описаниях жизни Метеорских монастырей нет никаких
свидетельств о том, что здесь жили пустынники в столь ранние времена.
Ктитором (то есть основателем монастыря и строителем первой церкви) был Антоний Кантакузин, который происходил от брачного союза, соединившего знатную византийскую семью с родом сербских царей, но предпочёл уединиться
для монашеского служения и водвориться на столпе, на этой самой Кукле. К счастью, до
нашего времени дошли рукописи самого Антония. Антоний, пользуясь
покровительством своего родственника, сербского царя Эпира и правителя
Фессалии, Симеона Палеолога, начал строительство здесь монашеской обители в
честь святого архидиакона Стефана Первомученника, который являлся покровителем всего рода
сербских царей.
Алтарь первой церкви был поставлен на самом краю обрыва, а верхушку утеса пришлось срезать, чтобы выровнять пол в храме. Происходило все это во второй половине XIV века.
Алтарь первой церкви был поставлен на самом краю обрыва, а верхушку утеса пришлось срезать, чтобы выровнять пол в храме. Происходило все это во второй половине XIV века.
От Антония сохранились написанные им собственноручно
три литургии. Однако дальнейшая судьба этого человека не известна. Во всяком
случае, нигде в Метеорах могилу Антония не показывают.
Уже после Антония в монастырь в качестве дара была принесена глава
священномученика Харлампия, который жил во времена римского императора Септимия Севера и подвергся
страшным истязаниям в возрасте 113 лет от роду. Харлампий, несмотря на свой возраст, стойко перенёс все
немыслимые муки (с него сдирали кожу), и только затем был казнён прямо на
глазах Септимия. При сём присутствовала дочь императора, Галлина, которая после
этого стала христианкой и собственноручно предала тело мученика земле.
Мощи Харлампия сейчас считаются главной святыней монастыря, ради прикосновения к которой сюда стремятся попасть паломники со всего православного мира.
Глава преподобного Харлампия теперь хранится в «новом» храме, построенном в 1798 году. Этот храм гораздо больше «старого». В нем царит полумрак. Фресок нет. Все иконы, находящиеся здесь, писаны были в Москве.
Икона священномученика Харлампия |
Мощи Харлампия сейчас считаются главной святыней монастыря, ради прикосновения к которой сюда стремятся попасть паломники со всего православного мира.
Глава преподобного Харлампия теперь хранится в «новом» храме, построенном в 1798 году. Этот храм гораздо больше «старого». В нем царит полумрак. Фресок нет. Все иконы, находящиеся здесь, писаны были в Москве.
Стены монастыря Стефана Первомученика. Внутри возвышается "новый" храм - собор во имя святого Харлампия. |
В 1545 году, по прошению братии монастыря константинопольский патриарх Иеремия предоставил обители Стефана Первомученника независимость от прочих
Метеорских монастырей и скитов. С этого времени у обители появился свой игумен.
Монашеский огород. |
Каждый, даже самый малюсенький клочок земли в обители (а она
вся здесь приносная) ухожен. Есть небольшая терраса на скошенном краю утеса,
где заботливо разбит огородик.
Имеется в монастыре и небольшая смотровая площадка, куда
ведет калитка. С этой площадки прекрасно видна вся западная часть огромной
Фессалийской равнины и величественные отроги горного кряжа Пинда.
Прямо под скалой – черепичные крыши Каламбаки. Это турецкое название. Местные не имеют никакого представления, что это слово означает. Говорят, будто бы это каламбур, не имеющий никакого смысла. Прежде у греков этот город назывался Стаги, и до сих пор епископ, кафедра которого находится здесь, именуется епископом Стаг и Метеор (кафедральный собор можно увидеть на фотографии внизу).
Западная кромка Фессалийской равнины. На переднем плане - городок Каламбака. На заднем плане - русло реки Пеней и за ней - отроги горного кряжа Пинд. |
Прямо под скалой – черепичные крыши Каламбаки. Это турецкое название. Местные не имеют никакого представления, что это слово означает. Говорят, будто бы это каламбур, не имеющий никакого смысла. Прежде у греков этот город назывался Стаги, и до сих пор епископ, кафедра которого находится здесь, именуется епископом Стаг и Метеор (кафедральный собор можно увидеть на фотографии внизу).
Видимо, именно с упомянутой выше смотровой площадки Стефановского монастыря весной 1854 года
епископ Стагонский Кирилл наблюдал за ходом битвы, которая разыгралась в окрестностях Стаг между
греками и турецко-арабскими войсками, и которую он потом в подробностях описал. Это
была партизанская война греков под предводительством генерала Христодулоса Хадзипетроса,
ветерана Освободительной войны 1821–1829 годов, направленного греческим правительством сюда, в Фессалию, находившуюся под османским владычеством. В это самое время шла Крымская война,
и «восстание» в османских провинциях на Балканах, по сути дела, было
необъявленной войной Греции против турок и, соответственно, против ее
европейских союзников в войне с Россией.
Это было славное дело. У Хадзипетроса под ружьем имелось семьсот
отчаянных головорезов, в основном – бывших уголовников, освобожденных во время «восстания»
из тюрем. У Селим-паши из города Трикала – три тысячи солдат, турок и арабов.
У Хадзипетроса не было ни одной пушки. Арабы с турками "долбили" Стаги из
артиллерии (поставленной, очевидно, из Великобритании) безостановочно в течение
нескольких дней. Впрочем, этот обстрел не дал никакого результата – жители от «гуманитарных»
бомбежек укрылись отчасти наверху, в монастырях, отчасти в глубоких ущельях
между Метеорами. При этом отряд Хадзипетроса все время пополнялся новыми
добровольцами.
Один из Метеорских монастырей, где укрывались жители Стаг. |
Ущелья между скалами Метеорами. |
Хадзипетрос, наконец, решил действовать. Удачным маневром он отрезал вражеское войско от их базы в Трикале, расположив свои основные силы у скалистого выступа горы Пинд. Турки с арабами оказались в западне. Они попробовали выбить греков с их позиций, но потерпели фиаско. Не получая продовольствия, османы оголодали, а потому решили отступить за реку Пеней. Была весна. Пеней был полноводным. Греки, забубенные головушки, ударили в это самое время по врагу, так что отступление превратилось в беспорядочное бегство. Многие османы просто утонули.
Окрестности Стаг (Каламбаки) и русло реки Пеней, где разыгрались основные бои во время Фессалийского восстания 1854 года, и где генерал Христодулос Хадзипетрос разгромил со своим отрядом осман. |
Селим-паша из своего трехтысячного войска привел в Трикалу только полторы тысячи. Хадзипетрос в отчете о битве говорит о разгроме шести тысяч османов, о захвате 5 орудий, 90 шатров, 600 ружей, 3-х знамён ... 5-и танков «Абрамс», 7-ми БТР-ов и так далее. Ну, вы сами знаете. (С "Абрамсами" и БТР-ми он явно погорячился). Ему важно было представить это дело как великую победу, чтобы заставить правительство в Афинах идти до конца.
Бюст Христодулосу Хадзипетросу (1799-1869 гг.), отважному полководцу и предводителю Фессалийского восстания, установленный на центральной площади Каламбаки. |
Хадзипетрос во главе своего отчаянного отряда "штрафников" двинулся было на Трикалу. Простые греки торжествовали. Но не тут-то было. Как обычно, вмешались европейцы. С помощью своих дипломатических усилий англичане и французы убедили греческое правительство в том, что к туркам необходимо проявить милосердие. Свои гуманитарные доводы они подкрепили оккупацией Пирея. Короче говоря, очень смелый греческий король Оттон, заразивший перед тем всех греков идеей эллинского объединения и «возрождения», очень быстро «сдулся», объявил нейтралитет в Восточной войне и приказал прекратить все партизанские действия в османских провинциях. В общем, всё как всегда. Ну, вы сами знаете… А епископа Кирилла Стагонского турки отправили в ссылку на Афон.
Кстати, европейцы оставили свои войска в Пирее даже и по
окончании Крымской войны. Дело в том, что англичане и французы очень
хотели контролировать бесперебойную выплату долгов Греческим королевством.
Кроме того, они же, всё-таки, были цивилизованными и образованными людьми,
прекрасно разбиравшимися в антикварных ценностях, которыми так богата эллинская земля. Это было «золотое» время для «чёрных»
археологов – и чёрное время для самой греческой земли. В Британию и Францию один за другим отправлялись
корабли, гружёные антиками. А убрались цивилизаторы из Пирея только в 1867-м году, после жестких
протестов со стороны России...
Комментариев нет:
Отправить комментарий