вторник, 17 января 2017 г.

Лицо невесты или Гаттамелата в шкуре Чингизхана


Продолжение рассказа "Пермь музейная". Пермский музей современного искусства.


ЭПИСОДИЙ ЧЕТВЕРТЫЙ.
ЛИЦО НЕВЕСТЫ ИЛИ ГАТТАМЕЛАТА В ШКУРЕ ЧИНГИЗХАНА

Современное искусство в Перми чувствует себя комфортно. Еще бы, на его страже стоит такой вот Робо-Коп (или Дон-Кихот?):

Композиция у входа в Пермский музей современного искусства.
Пермский музей современного искусства «PERMM» открылся в 2009 году в заброшенном здании старого речного вокзала. Постоянной экспозиции здесь нет. Мы попали на выставку «Лицо невесты. Современное искусство Казахстана».

Лицо невесты

Состоит выставка из разного рода инсталляций. Первая из них – большая подборка фотографий на тему Казахстана, объединенных одним сугубо внешним элементом – цветом: в каждой фотографии есть что-нибудь голубое (казахский флаг; забор, выкрашенный в голубой цвет; фартук и т.д.). Но есть что-то еще, что объединяет все эти фотографии...






Еще одна инсталляция: «половецкие бабы», туловища которых изготовлены из автомобильных покрышек, а головы — из камня и эпоксидной смолы. Автор, Молдакул Нарымбетов, назвал это свое творение «Балбалы».

Балбалы. Резина, камень, эпоксидная смола. Молдакул Нарымбетов.
Вообще-то балбал — это каменное изваяние высотой от одного до четырех метров. Иногда просто каменный столб. Такие истуканы обычно изображали воинов, но иногда и женщин, тем самым оправдывая свое русское название – «каменные бабы». Балбалы ставили кочевники рядом с погребальными курганами вождей. Количество таких балбал, которые, по одной из версий, символизируют поверженных врагов, явным образом говорило о степени влияния и авторитете захороненного в кургане человека. Говорят, в Казахстане в некоторых местах были обнаружены курганы, рядом с которыми находилось до 350 балбал.

Еще один любопытный экспонат – "Гатамелат в шкуре Чингизхана".

Гатамелат в шкуре Чингизхана. Ербоссын Мельдибеков.
Что приходит в голову, когда глядишь на эту «скульптуру»? Гениальное творение! В самом деле, не нужно доводить себя, как Микеланджело, до полнейшего изнеможения, месяцами не выходя из мастерской и добиваясь нужных линий и требуемого изгиба. Просто ставишь четыре лошадиных копыта, придумываешь туманное название – и всё! Остальное – работа зрителя и его воображения. Тебя заметят, будут о тебе говорить, обсуждать (как минимум неделю после выставки). Кто-то даже полезет в Интернет – узнать, что такое «Гатамелат».

Однако, как оказывается, не всё так просто. Вот что говорит о своем ... как сказать? ... арт-объекте сам его автор, Ербоссын Мельдибеков: «Если раньше везде [имеется в виду: в Казахстане] стояли статуи Ленина, то теперь его место заняли статуи батыров. Еще в 99-м году я сделал "Памятник неизвестному батыру". От местных, казахских сюжетов я перехожу к глобальным: "Гатамелата в шкуре Чингисхана". Вместо Ленина пришли кочевники, лишенные лиц, непонятные, неизвестные. Вместо памятника герою-защитнику времен Возрождения – натуралистическое изображение: как если бы итальянская опера превратилась в монгольское горловое пение. Над всем возобладал инстинкт…» (см.: А. Фоменко. О горах и героях // Сайт ART1, от 16/10/2013: http://art1.ru/2013/10/16/o-gorax-i-geroyax-24901).

Гатамелат (вообще-то правильно Гаттамелата) – это средневековый итальянский наемник, кондотьер, служивший римским папам. Прославился своей жестокостью и хитростью, за которую и получил это прозвище, которое означает «Медовая кошечка» –  говорят, он умел ловко заманивать противника в засаду. Но все же известен этот кондатьер, в первую очередь, по иной причине: в городе Падуя скульптор Донателло поставил ему памятник, так вот, гипсовая копия головы этого памятника (т.н. "Гаттамелата" или "Голова кондотьера") есть практически во всех изостудиях, школах живописи и рисунка наряду с бюстами Сократа, Перикла и т. д. По этим бюстам юные художники и фотографы, дабы овладеть мастерством, учатся передавать светотени. Впрочем, для актуального искусства светотени – это уже не актуально…

Вообще, мне интересно: почему мастера актуального искусства не могут обойтись без расчленёнки?

А вот еще один «Мустанг»:


Нужно понимать, что все здесь происходит в движении – туда-сюда, туда-сюда.




Серия вещей под названием «Атавизмы» – это ковры из войлока, в который вплетены разные вышедшие из употребления вещи – батарейки, телефоны. крышечки, пульты и т.п., – но не уничтоженные и не выброшенные на помойку, а прочно в этом войлоке застрявшие:



Совок.










Снайпер.



Халаты.
Обратите внимание на крайние – первый и пятый – халаты.


Почему-то у творцов так называемого паблик-арта очень популярны видео-инсталляции. Снимают что-нибудь минут на 5–10, ставят огромные экраны и гоняют без остановки. Сюжеты иногда провокационное, иногда завораживающее, иногда – просто кадры разгона демонстрации в Новой-Узени (Жанаозене), иногда вообще откровенная шняга типа лиц брачующихся, показанных о-о-очень крупным планом.

Наиболее экспрессивный из этих роликов такой: съемки на улице крупного города, скорее всего – Астана (рядом происходит смена почетного караула у Вечного огня); большая группа людей ждет автобус; перед толпой, прямо на дороге, появляется какой-то «аксакал», с бородкой, в казахской «треуголке». И вот этот аксакал-заморыш по чём зря лупит здоровенного детину, тоже казаха, который без бороды и значительно моложе аксакала. Этот детина (то ли сын хоттабыча, то ли его подручный бандит) лишь слегка пятится, но все оплеухи и удары принимает смиренно, никак не возражая. Хоттабыч при этом что-то громко кричит, ругает за что-то этого парня. Камера подробно показывает лица людей, которые с удивлением смотрят на происходящее, но никак не вмешиваются и даже с места не шелохнутся. Ролик продолжается: теперь снимают другое место в городе, других прохожих, но опять разыгрывается очень похожая сцена. Потом еще раз, уже в третьем месте. Сначала непонятно – это что, какой-то казахский обычай? Потом, присмотревшись, понимаешь, что действующие лица – одни и те же, только одеты по-разному. В конце-концов понимаешь: провокация устроена ради того, чтобы снять лица случайных зрителей. Ради съемки этих лиц, их эмоций, всё это и задумано. И, нужно признать, провокация удалась – это единственный ролик, который невольно досматриваешь до конца и который потом очень долго не выходит из головы…

А вот кадр из другого ролика: пустыня, две симпатичные, несколько потерявшиеся медсестры в пыльной степи; следующий кадр в этом же ролике – буксующий старенький «ГАЗ-69», ну, и т. д.



В музее современного искусства и вход в туалет, естественно, должен быть оформлен в стиле паблик-арта:










Ну, и напоследок – несколько сувениров, купленных в сувенирной лавке при музее:

значок с Гомером/Симпсоном:




... и магнитики с ответами на извечный вопрос: 

Крошка сын к отцу пришёл, 
И спросила кроха: 
Что такое "хорошо" 
И что такое "плохо"?



[Продолжение следует]

Комментариев нет:

Отправить комментарий