Меня всегда смущали многочисленные фотографии Линдосского акрополя, которые доводилось видеть в Интернете до путешествия по Родосу. Я никак не мог взять в толк - что не так? Отчасти, видимо, дело в дисгармонии, рождающейся от того, как средневековая фортификация берет в плотное кольцо античность - настолько плотное, что возникает ощущение удушья. Но, видимо, была еще какая-то "заноза". Какая именно, стало понятно, когда увидел место своими глазами...
Акрополь Линдоса. Вид с северной бухты. (Иллюстрация взята из журнала Antike Welt.) |
Картина, показанная выше, хороша тем, что она позволяет представить, как примерно выглядел линдский акрополь в своем сложившемся варианте - к началу Римской эпохи. Здесь художник попытался представить все основные элементы ансамбля (а это, вне всякого сомнения, именно ансамбль, аналогов которому в античном мире не так уж и много). Увидеть акрополь в таком варианте живьем невозможно, даже если бы Греческое Министерство Культуры и Туризма решило полностью восстановить здесь все античные памятники - стена госпитальеров гораздо выше античной стены.
Первые серьезные раскопки в зоне Линдского акрополя проводились датскими археологами в 1902-1914 годах. Руководили работами Христиан Блинкенберг и Карл Кинч. Именно тогда были обнаружены практически все известные нам сегодня памятники, большое количество постаментов под статуи (с надписями), вотивных подношений богине, а также другие находки, среди которых - мраморная стела с Линдской храмовой хроникой. Две мировые войны и смерть Кинча, последовавшая в 1921 году, не позволили своевременно опубликовать бесценные результаты этих работ. В 1952 году датчане еще раз работали в Линдосе, но никаких крупных открытий сделано уже не было - целью было тщательное исследование уже открытых памятников. Первая полноценная публикация результатов всех этих археологических работ вышла в Копенгагене только в 1960 году.
Короче говоря, Линдосу не повезло - он оказался одним из тех выдающихся памятников древности, который был "реставрирован" еще до полноценной публикации научных исследований. И за "реставрацию" эту в полной мере отвечают итальянцы. В результате Итало-Турецкой войны в 1912 году остров Родос вместе со всем архипелагом Додеканес отошел к Италии. Началась итальянская оккупация, продолжавшаяся до 1943 года. Во времена фашистской диктатуры итальянцы решили превратить Родос в главный итальянский курорт. Муссолини поставил конкретную задачу перед губернатором Родоса: отучить жителей острова от их вредной привычки говорить на греческом языке. На территориях, подчиненных Италии, должен существовать только один язык - итальянский. Чем закончил Муссолини, - хорошо известно. (Интересно: чем закончат порошенки с аваковыми и разными прочими турчениновыми?)
Итак, итальянцы рьяно взялись за дело. Их "реставрация" мало считалась с научными результатами изучения памятников. Современные специалисты составили целый список прегрешений такой реконструкции (была разрушена античная дорога, которая вела от подножия к акрополю - с этой дорогой не посчитались, когда строили современную лестницу; при реставрации нижнего портика были использованы архитектурные детали от других сооружений; при реконструкции храма были перепутаны блоки каменной кладки; исчезли всякие следы рельефных украшений на капителях колонн храма, каковые украшения были хорошо видны еще во времена Блинкенберга и Кинча - и т.п.). Но главная ошибка - для реконструкции нижнего портика и храма при изготовлении недостающих деталей (элементов колонн, балок) был использован чужой, не родной камень. Вот она, та самая "заноза"! Вставки выглядят чужеродно, это бросается в глаза и оставляет ощущение неприкрытого "новодела". Это тоже порос (то есть туф), но не тот, из которого строили оригинал. Кстати говоря, этой ошибки, к счастью, избежали греки, когда начали полномасштабную реставрацию афинского Парфенона. Там главный и безусловный закон - использовать только родной камень. Там, в Парфеноне, современные вставки очень хорошо видны - они белее оригинала. Но это свойства мрамора. Через несколько десятилетий он "состарится" и будет выглядеть точно так же, как мрамор древний.
Реконструированный элемент стои (нижнего портика). Обратите внимание на отличие камня верхней части ствола колонн и капителей. |
Впрочем, итальянская "реставрация" уже сама стала частью долгой и еще, очевидно, не закончившейся истории этого удивительного города. Линдос нужно воспринимать таким, какой он есть.
План ансамбля Линдосского акрополя - так, как он сложился к концу эллинистической эпохи. |
Итак, сохранились остатки либо следы следующих античных памятников (с юга на север, сверху вниз).
1. На самой верхушке утеса, на небольшой площадке - храм Афины Линдии. Представляет собой амфипростиль с четырьмя колоннами по торцам. 22 м на 8 м. Первый каменный храм был возведен при тиране Клеобуле, в VI в. до н. э. Реконструкция, которую можно видеть сейчас, относится ко второму храму, появившемуся после пожара 342 г. до н. э. (об этом пожаре сообщает Линдская храмовая хроника). Нужно понимать, что в древности храм был оштукатурен, а верхняя часть перекрытия - архитрав и карниз - имела яркую раскраску в виде меандра и цветочного орнамента.
Храм Афины Линдии. Северный фасад и западная стена со "священной" оливой. |
В римскую эпоху, как сообщается в одной из сохранившихся надписей, жрец по имени Аглохартос "украсил верхушку мыса Афины Линдии благотворными оливами" - возле храма была разбита оливковая роща (надпись № 498 в собрании Блинкенберга).
2. В храме видны остатки постамента, на котором стояла культовая статуя Афины. Она была сделана из мрамора, дерева, украшена золотом и слоновой костью (такие статуи назывались у греков хрисоэлефантинными). При римском императоре Феодосие II, боровшемся с языческими святынями, статуя была увезена в Константинополь, где и была впоследствии уничтожена.
Храм Афины Линдии. Южная сторона, где был расположен опистодом - задняя (внутренняя) часть храма, в которой располагалась сокровищница и казна богини. |
3. Пропилеи, то есть преддверие. Эту часть ансамбля называют иначе "верхним портиком". Через пропилеи почитатели попадали на главный двор храма, где стоял большой алтарь. От пропилеев сохранился фундамент и некоторые архитектурные элементы. Эти пропилеи были построены, вероятно, в одно время со вторым храмом, после пожара 342 г. до н. э. Но какое-то преддверие украшало площадку, очевидно, и раньше.
Пропилеи и храмовый двор Афины Линдии. |
Скорее всего, именно здесь, в одном из залов пропилеев (как и в пропилеях афинского Акрополя) располагалась пинакотека - картинная галерея. Известно, что в Линдосе работали выдающиеся художники своего времени, например, знаменитый живописец Паррасий из Эфеса.
В погоне за роскошью Паррасий носил пурпурный плащ и белую перевязь на голове, опирался на посох. обвитый золотыми спиралям, и затягивал ремни на сандалиях золотыми пряжками. Рисовал он очень легко и с удовольствием и даже напевал за работой. Он любил все чудесное и рассказывал, что когда писал "Геракла" в Линдосе, то сам Геракл явился ему во сне и сам показал позу, наилучшую для картины... Над всеми своими линдскими картинами Паррасий надписывал:
"Неге приверженный муж, но доблести чтущий, исполнил.
Это Паррасий".
(Афиней. Пир мудрецов. Перевод Н. Голинкевича.)
4. Стоя, или нижний портик. Это сооружение появилось уже в эпоху эллинизма, более чем через сто лет после Пропилеев - в конце III в. до н. э. Имеет в длину 87 метров, фасад украшен 42 колоннами. Тыльная сторона портика имела сплошную стену, однако за десятью колоннами, находящимися в средней части стои, стена прерывалась, чтобы дать проход к монументальной лестнице, ведущей к пропилеям, а через них - к храму.
Эллинистическая стоя на акрополе Линдоса, конец III в. до н. э. Итальянская реконструкция, первая половина XX века. |
Своими боковыми выступающими крыльями портик как бы распахивал объятия идущим к храму почитателям.
Восточное крыло эллинистической стои в Линдосе. |
Позднее, в I веке до н. э., непосредственно перед нижним портиком была создана искусственная терраса. Для этого были осуществленные серьезные работы - террасу поддерживают арочные конструкции, которые хорошо видны до сих пор на самом нижнем уровне акрополя. Когда была построена терраса перед стоей, акрополь окончательно приобрел вид многоступенчатого ансамбля.
Сквозной проход через стою и терраса I века до н. э. перед ней. |
Зачем разбили мы кумиры их,
зачем изгнали их из древних храмов? —
изгнание для них не стало смертью.
О ионийская земля, они тебя как прежде любят
и память о тебе хранят их души.
Когда восходит над тобой прозрачный августовский день,
пропитан воздух твой их жизненною силой,
порою образ молодой, бесплотный,
неясный образ поступью неслышной
легко проходит по твоим холмам.
Константинос Кавафис. Перевод А. Величанского
зачем изгнали их из древних храмов? —
изгнание для них не стало смертью.
О ионийская земля, они тебя как прежде любят
и память о тебе хранят их души.
Когда восходит над тобой прозрачный августовский день,
пропитан воздух твой их жизненною силой,
порою образ молодой, бесплотный,
неясный образ поступью неслышной
легко проходит по твоим холмам.
Константинос Кавафис. Перевод А. Величанского
* * * * *
Комментариев нет:
Отправить комментарий