пятница, 25 июля 2014 г.

Акрополь Линдоса: дары богине

Афина Линдия активно участвовала в жизни своего города. Но поклонялись ей не только местные жители - сюда стекались почитатели с самых разных концов греческого - и не только греческого - мира. Ее благодарили за благополучное возвращение из морского плавания; просили о помощи в выборе невесты; выполняли обет об установке статуи, когда торговая операция принесла прибыль; благодарили за рождение сына; молили об избавлении от болезней и прочих напастей; крестьяне просили дождя; шулеры - доверчивых клиентов; воры - чтобы их не поймали; строители - чтобы здание не рухнуло; неверные жены - чтобы мужья оставались в неведении; цари - чтобы сосед преждевременно не узнал о готовящемся на него нападении. И при этом обещали, если богиня поможет, посвятить в храм такой-то  дар в виде таких-то золотых (серебряных, медных, керамических) предметов таким-то весом... Многие подношения хранились - как в музее - в помещениях верхней площадки, примыкавших к пропилеям. Стены этих комнат, как уже было сказано, расписывали известные мастера своего времени. В разных местах акрополя были расставлены статуи на постаментах, посвященные богатыми почитателями во исполнение своих обетов перед богиней (статуй датские археологи нашли немного - все же эти изваяния отливали из бронзы, металла дорого и ценного, так что в период от Феодосия II до Муссолини у этих скульптур было очень мало шансов избежать плавильной печи; а вот постаментов с надписями сохранилось очень много). В общем, посещение такой святыни, как акрополь Афины Линдии, для древнего человека было событием незабываемым и очень ярким, запоминавшимся на всю жизнь.

Богине подносили дары не только в виде каких-то предметов, украшений или статуй, но и монеты, обычно серебряные или медные. Естественно, у Афины Линдии, как у любой приличной богини, имевшей собственное святилище, была и собственная казна.
Lindian Acropolis of Lindos, Ακρόπολη Λίνδου
Сокровищницы (тезаурусы) храма Афины Линдии.
Ящики для хранения даров в виде монет.
В задней части храма (в данном случае - это южная часть) располагалась особая комната - опистодом; от главной, центральной, самой священной части, которая называлась наосом и в которой находилась знаменитая хрисоэлефантинная статуя богини, опистодом был отделен сплошной стеной, так что вход в него был особый, с заднего торца.


Это скрытое от лишних глаз помещение служило казнохранилищем богини. Здесь находились особые каменные ящики - тезаурусы, в которых лежали монеты, принесенные в храм паломниками в качестве подношения богине. Морские торговцы имели обычай посвящать Афине - после каждой удачной экспедиции - определенную долю от полученного дохода. Также и земледельцы - часть дохода от продажи первин урожая. Когда эти тезаурусы пустели (у богини были свои траты, да и город мог взять у нее в займы), их выставляли перед входом в храм.
Схема каменного тезауруса с острова Фера,
из святилища какой-то египетской богини.
К западу от пропилеев датские археологи в начале ХХ века раскопали крупное хранилище, в котором были собраны обетные или, иначе, вотивные дары богине (от латинского ex voto - по обету, в исполнение обещания). Этот депозитарий представляет собой большую яму.
Большой депозитарий вотивных посвящений при храме Афины Линдии. 
Найденные здесь предметы сейчас хранятся в археологических музеях Стамбула и Копенгагена. При чем тут Стамбул? Дело в том, что первые десять археологических сезонов, с 1902 по 1912 год, датчане капали  с разрешения османских властей. Но самое ценное они все же умудрились вывезти в Копенгаген. В том числе, и главную свою находку - каменную стелу с Линдской храмовой хроникой. Ее, впрочем, нашли в другом месте - у подножия акрополя.

В этой яме было найдено около 3 тысяч вотивных даров, датируемых временем от VII до V века до нашей эры, не позднее. Данное обстоятельство наводит на мысль, что все эти посвящения были собраны в одно место в то время, когда храм подвергался реконструкции и ремонту после одного из очередных пожаров, случившегося в 392 г. до н. э.

В большом числе сохранились - кроме всего прочего - бронзовые застежки и булавки, когда-то скреплявшие священный пеплос (платье), в который была одета роскошная хрисоэлефантинная статуя богини. Каждый год, к главному празднику города, юные девушки ткали новый пеплос, расшивали его золотыми узорами, и в свещенной процессии подносили его в дар Афине. Так богиня получала новое одеяние.

Также в большом количестве в депозитарии найдены терракотовые фигурки и предметы повседневного обихода. Имелись и редкие, очень дорогие заморские подношения:  известняковые и терракотовые фигурки с Кипра, стеклянные и фаянсовые амулеты из Египта, шикарные морские раковины - тридакны - с рельефными украшениями. Одна из очень интересных вещиц, которая может рассказать о многом, это изящная ложка из слоновой кости.
Ложка из слоновой кости. Дар, поднесенный по обету Афине Линдии.
Прорисовка Марион Кокс.
Ложка датируется архаической эпохой - VII или VI веком до н. э. Об этом говорит как сама стилистика, так и египетские мотивы, которые были в моде у греков как раз в ту эпоху. Ложка вырезана в виде утки, обернувшейся назад. Утка - очень распространенный мотив в Египетском искусстве, особенно в период Нового царства. Она, утка, ассоциировалась с женской сексуальностью. Голова утки часто появляется и на египетских ложках, и на других предметах - как завершающее украшение. Наша родосская вещица, судя по всему, следует как раз этим египетским образцам и этой греческой моде.

Большое количество и высокое качество даров, привезенных из Финикии, Малой Азии, Кипра, Египта, Коринфа и Афин говорят о престиже, значении и очень широкой известности святилища Афины Линдии.
Амасис, егиеткий фараон, послал посвятительные дары также и Афине в Линдосе - две каменные статуи и замечательный льняной панцирь... Панцирь имел множество вытканных изображений, был украшен золотом и хлопчатобумажной бахромой. Самым удивительным в нем было то, что каждая отдельная завязка ткани, как она ни тонка, состояла из 360 нитей и все они видны. Другой такой панцирь Амасис подарил лакедемонянам, но его похитили самосцы... Что же до даров Амасиса в Линдос, то он принес их вовсе не ради дружбы с кем-нибудь или гостеприимства, а потому что святилище Афины в Линдосе, по сказанию, воздвигли дочери Даная, остановившись там, во время бегства от сыновей Египта. Эти посвятительные дары принес Амасис. (Геродот, История, книга вторая. Перевод Г. А. Стратановского)  

Комментариев нет:

Отправить комментарий