понедельник, 21 июля 2014 г.

Акрополь Линдоса: храм, висящий в воздухе

Линдос, расположенный на восточном побережье Родоса, был одним из трех первоначальных городов острова, а его прославленный храм Афины оставался важнейшим святилищем и в эллинистический, и в римский периоды. Акрополь Линдоса находится на утесе, взметнувшимся ввысь на 116 м над уровнем моря, в данном случае - Средиземного.

Ακρόπολη Λίνδου; Acropolis of Lindos

Когда приближаешься к Линдосу по суше, эта огромная скала воспринимается как неприступная твердыня. И в самом деле, она увенчана массивными крепостными стенами, возведенными госпитальерами - славнейшим орденом Святого Иоанна Иерусалимского. Но - усмешка Истории - в наши дни эта цитадель рыцарей-крестоносцев бережет языческое святилище - частично реставрированный храм Афины Линдии. Его руины хорошо видны издалека.

Современный Линдос - небольшой городок с постоянным населением около шестисот греков, живущих в основном за счет туризма - расположился у подножия этого утеса, прямо на месте древнего Линдоса. Белоснежные кубические домики плотно окружают скалу, и двумя своими концами городок выходит к морю, как бы не в силах от него оторваться. Всё же вся история этого города, все его достижения, все его беды, вся его слава, вся его сила и даже, иногда, могущество были связаны с этим самым морем.


С точки зрения древних мореходов, город находился в идеальном месте. Мимо него проходили все корабли, шедшие из Египта, Финикии, Кипра на острова Эгеиды и далее, на греческий материк, а также вдоль анатолийского побережья к Проливам, а через них - в Понт Эвксинский (наше Черное море). И, естественно, все корабли, шедшие обратно. А поскольку город пользовался покровительством Афины и обладал двумя удобными бухтами, надежной защитой, питьевой водой, хорошо устроенным рынком, харчевнями и ладными гетерами - пройти мимо этого места было никак невозможно. Бухты расположены рядом - с двух сторон утеса. Та, что с юга, поменьше. Это - уютная гавань Святого Павла. Именно здесь высадился Апостол в пятьдесят седьмом году от Рождества Христова. Тогда был ужасный шторм. В дальнем конце этой бухты укромно расположилась церковь Святого Апостола Павла.



Вторая гавань, основная, находится с северной стороны. Она покрупней и может принять больше судов. 

Короче говоря, город всегда был наполнен чужеземцами и иноземной речью. Они здесь отдыхали душой и телом, перед тем как продолжить свой бесконечный рискованный бег по бурным волнам житейского моря, что-то себе присматривали, запасались прохладной питьевой водой, заводили полезные знакомства и вступали в связи ... не всегда в безопасные. 


... и обязательно оставляли часть своих сбережений в качестве подношения Афине Линдии.


Да и сами граждане Линдоса были прирожденными морскими бродягами. В архаические времена город, находясь на пике своего расцвета, совместно с другими греками участвовал в очень отдаленных колониальных экспедициях. Так, в 688 году до н. э. на далекой Сицилии возникло поселение, получившее имя Линдии. Позднее, правда, этот город переименовали в Гелу, но память о первопоселенцах сохранялась, как и, вероятно, связь с родиной - в Геле появился храм Афины Линдии. Участвовали жители Линда и в колонизации Киренаики - той самой ныне самопровозглашенной автономии, которая еще недавно была самой процветающей провинцией Ливии, теперь, после убийства Муаммара Каддафи, успешно распадающейся - при самом деятельном участии новых западных колониалистов. 
Приблизительно в 580 г. до н. э. Кирена широко раскрыла двери для новых поселенцев... Некоторые жители Линда пришли сюда, чтобы принять участие в этой крупной вторичной колонизации. Следующий царь Киренаики, Аркесилай II Жестокий, столь злобно воевал со своими братьями, что те ушли на запад, при этом стали подстрекать ливийцев восстать против Кирены. В последовавшей затем битве царь был разбит, потеряв 700 киренских гоплитов" (Кембриджская история древнего мира. М., 2007, с. 165).  
* * * * *
Когда, побывав на самой верхушке акрополя, у храма Афины, спускаешься вниз, к бухте Святого Павла, и оттуда бросаешь взгляд ввысь, на утес, с макушки которого только что любовался средиземноморскими видами, тебя берет оторопь: вдруг понимаешь, что площадка, на которой стоит храм, фактически висит в воздухе - на высоте 166 метров над морем...  

Прямо под храмом в скале - огромна полость, священная пещера. Афина Линдия, как и положено совоокой деве, парит в эфире... Осознание этого факта - одно из самых сильных впечатлений от посещения Линдоса. 
Так сказав, отошла совоокая дева Афина
По беспокойному морю, покинувши остров прелестный. 
...
Молвила и отошла совоокая дева Афина,
Как быстрокрылая птица, порхнула ... 
...
Ринулась бурно богиня с высоких вершин олимпийских.
(Гомер. Одиссея. Пер. В. А. Жуковский)

Бурно помчалась богиня, с Олимпа высокого бросясь.
Словно звезда, какую Кронион Зевес посылает...
(Гомер. Илиада. Пер. Н. Гнедича)

Согласно мифу, пещера под акрополем Линдоса был местом священным - там будто бы существовал необычайно древний, еще догреческий культ какого-то женского божества, которое позднее превратилось в Афину Линдию. Возможно, так оно и есть (в позднейшем культе Линдии обнаруживаются древнейшие хтонические черты, например, почитание змей), однако до сих пор археологам не удалось найти никаких материальных  подтверждений существованию здесь такого древнейшего культового места. По сути дела, если основываться на данных археологии,  историю святилища можно начинать лишь с периода "темных веков" - то есть даже не с микенской эпохи. 

Святилище начало быстро развиваться благодаря Клеобулу, одному из "семи мудрецов" и по совместительству тирану Линдоса. Именно Клеобул построил первый каменный храм - видимо, на месте более древнего священного участка. Этот архаический храм в плане был таким же амфипростильным храмом, какой появился на этом месте после того, как архаический храм Клеобула в 342 г. до н. э. погиб в огне пожара, и который можно видеть сейчас:
Амфипростиль - дословно значит "украшенный столбами с обоих торцов". Это такой тип греческого храма, у которого и спереди, и сзади находится по четыре колонны, а по бокам колонн нет - сплошная стена. Тип довольно редкий. Из самых известных примеров - маленький храмик Ники Аптерос (то есть Победы Бескрылой - чтобы не улетела) на афинском Акрополе. 

Храм Ники Аптерос на афинском Акрополе.
Реконструкция и план.
Храм Афины Линдии хотя и был крупнее этого афинского, но он все же был очень маленьким храмом, и размеры его совершенно не отражают того значения, которое имело святилище в Линдосе в религиозной жизни греков - и не только их одних. Тут важно отметить два момента. Первое. Храм расположен над огромной пещерой, фактически - в воздухе. А регион сейсмический. Второе. Площадка на самом верхнем уровне акрополя очень небольшая. Если бы сюда впихнули какую-нибудь громадину, сразу же были бы нарушены все мыслимые пропорции. И это была бы не гармония, а настоящее уродство. И архитекторы храма - и те, что работали при Клеобуле, и позднейшие - это прекрасно понимали. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий