воскресенье, 6 августа 2017 г.

БОГАТЫРЕВЫ. ДИНАСТИЯ НЕВЬЯНСКИХ ИКОНОПИСЦЕВ. ИЗ МУЗЕЙНЫХ И ЧАСТНЫХ СОРАНИЙ. 28 ИЮНЯ-6 АВГУСТА 2017



Случайно попали на эту выставку в Екатеринбургском музее изобразительных искусств (на Плотинке). Выставка небольшая, всего в двух залах. Но впечатления оставляет сильные. 

В 18–19 веках Невьянск был одним из центров старообрядческой иконописи. Здесь сложилась своя особенная манера письма, которая продолжала традиции ярославской и костромской иконописи, которая, в свою очередь, ориентировалась на творчество одного из самых видных мастеров Московской Оружейной палаты Фёдора Зубова (1612–1689 гг.). 

Среди невьянских иконописцев самой плодотворной – и самой востребованной – стала мастерская династии Богатыревых. Наиболее яркие черты, которые выделяют невьянскую школу: 
- очень точный рисунок; 
- выразительная линия; 
- миниатюрное изящное письмо; 
- многофигурные композиции со свободной постановкой фигур; 
- динамические ракурсы и исполненные пафоса жесты; 
- пышные драпировки, обильно прописанные золотом; 
- листовое золото фона; 
- роскошное узорочье в одеждах; 
- подробные пояснительные надписи; 
- богатая цветовая гамма с преобладанием двух цветов: красного и зеленого в их сложных градациях.

Кроме того, в иконах Богатыревых появляются барочные и классические архитектурные мотивы при изображении реального уральского пейзажа и видов горнозаводских строений.
Ниже – несколько моих фотографий с этой выставки.

Святой Александр Невский со сценами жития (Невская битва и чудесное явление святых Бориса и Глеба). Богатырёв Иван Васильевич. Начало XIX века. Хранится в Екатеринбургском музее изобразительных искусств.

В официальной иконописи  к тому времени каноническим считался образ Святого Александра Невского в облике князя. Старообрядцы же продолжали рисовать этого святого в старой манере – в облике монаха.  

Святой Архистратиг Михаил. Конец XVIII – начало XIX века. Мастерская Богатырёвых (?), Невьянск. Хранится в Музее «Невьянская икона», Екатеринбург
Михаил – один из архангелов (великих ангелов) в христианской, иудаистической и мусульманских традициях. В Ветхом завете и в «Апокалипсисе» он – Архистратиг, предводитель небесного воинства в окончательной эсхатологической битве против сил зла. Он сражается с сатаной, ангелом зла. Вражда между ними началась с того момента, когда сатана, низвергнутый с небес, попытался ухватиться за крылья Михаила и утащить его с собой в преисподнюю, но тогда Бог его спас. С помощью трубы Архангел Михаил призывает души на Страшный суд.


Богоматерь Корсунская. 1800–1820 гг. Мастерская Богатырёвых. Невьянск. Хранится в Екатеринбургском музее изобразительных искусств
Со­глас­но древ­не­му преданию, этот об­раз был на­пи­сан свя­тым еван­ге­ли­стом Лу­кой и хра­нил­ся в Ефе­се (отсюда второе название – «Богоматерь Эфесская»). В 988 го­ду кня­зь Вла­ди­ми­ром по­сле своего кре­ще­ния принес спи­сок с этой ико­ны из Кор­су­ни (Херсонеса) в Ки­ев, отчего образ этот и по­лу­чил на Руси свое на­зва­ние. Поз­же эта ико­на бы­ла пе­ре­не­се­на в Нов­го­род, а при Иоанне Гроз­ном – в Моск­ву, в Кремлев­ский Успен­ский со­бор, где и пре­бы­ва­ет доныне. Образ получил широкое распространение на Руси. «…Да взываем Тебе немолчно: Радуйся, Богомати, в напастех помощнице скорая».


Образ Символа Православной веры. 1814–1822 гг. Мастерская Богатырёвых. Невьянск. Хранится в ЕМИИ
Для меня – одна из самых интересных икон всей экспозиции. Каждый элемент Символа веры вписан мельчайшим шрифтом в белый картуш, под которым помещается соответствующая сцена утонченного, миниатюрного письма. Если хоть чуть-чуть разбираешься в старославянских буквах и приблизительно знаешь содержание Символа веры, то у этой иконы можно «зависнуть» надолго, разбирая подписи к сценам и вглядываясь в сами эти сцены.


Образ Символа Православной веры. Фрагмент. Верхняя часть
 «Верую во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного; Света от Света, Бога истинна, рождена, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша…»


Святая Мария Египетская с житием в 16 клеймах. 1804 год. Иван Васильевич Богатырёв (основатель династии). Невьянск. Хранится в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург


Рождество Богоматери. 1799 г. Мастерская Богатырёвых. Невьянск. Хранится в музее «Невьянская икона»

Рождество Христово. Между 1832 и 1837 гг. Мастерская Богатырёвых. Невьянск. Хранится в Свердловском областном краеведческом музее
Одна из самых масштабных икон, вышедших из мастерской Богатырёвых.


Пророки. 1814–1822 гг. Мастерская Богатырёвых. Невьянск. Хранится в ЕМИИ


Чудо Георгия о змие. 1814–1822-е гг. Мастерская Богатыревых. Хранится в ЕМИИ


*     *     *

Богатыревы были не просто иконописцами. Они являлись «закоренелыми раскольниками», людьми грамотными и искушенными в тонкостях своего вероучения. Так что отношения с властями были у них непростыми. До конца своих дней находились под строгим секретным надзором и стояли на первом месте в списке главных лиц, поддерживающих раскол в Невьянске. На иконе «Рождество Христово», написанной в 1832-1837 гг., Богатыревы на фронтоне дворца царя Ирода нарисовали двуглавого орла – герб династии Романовых. При этом надворный советник С.Д. Нечаев, производивший по поручению Николая I «исследование о расколе» в Пермской губернии и лично встретившийся с Богатыревыми, так писал о них в своем дневнике: «В Невьянске лучшие иконописцы тщательно сохраняют древний греческий манер в рисунке и оттенении. Для сего употребляют они яичный желток. Богатырёвы всех искуснее и богаче. Они пишут образа для новой старообрядческой церкви в Екатеринбурге. На работу сию потребуется не менее трех лет. Нет нужды прибавлять, что живописцы сии их толка, ибо они [т.е. раскольники] работы от других не принимают и образам их не молятся. Я был приятным образом поражен степенною, умною физиономией, приветливым и вместе с тем важным разговором этих художников. Один из них имел счастье поднести икону Казанской божьей матери своей работы покойному Государю Александру I, и удостоился в награду получить золотые часы… Дед, сыновья и внуки занимаются одним искусством с великим успехом».

Комментариев нет:

Отправить комментарий