Случайно попали на эту выставку в Екатеринбургском музее
изобразительных искусств (на Плотинке). Выставка небольшая, всего в двух залах. Но впечатления оставляет сильные.
В 18–19 веках Невьянск был одним из центров старообрядческой
иконописи. Здесь сложилась своя особенная манера письма, которая продолжала
традиции ярославской и костромской иконописи, которая, в свою очередь,
ориентировалась на творчество одного из самых видных мастеров Московской Оружейной
палаты Фёдора Зубова (1612–1689 гг.).
Среди невьянских иконописцев самой плодотворной – и
самой востребованной – стала мастерская династии Богатыревых. Наиболее яркие черты, которые выделяют невьянскую школу:
- очень
точный рисунок;
- выразительная линия;
- миниатюрное изящное письмо;
- многофигурные
композиции со свободной постановкой фигур;
- динамические ракурсы и исполненные
пафоса жесты;
- пышные драпировки, обильно прописанные золотом;
- листовое золото
фона;
- роскошное узорочье в одеждах;
- подробные пояснительные надписи;
- богатая
цветовая гамма с преобладанием двух цветов: красного и зеленого в их сложных
градациях.
Кроме того, в иконах Богатыревых появляются барочные и
классические архитектурные мотивы при изображении реального уральского пейзажа
и видов горнозаводских строений.
Ниже – несколько моих фотографий с этой выставки.
В официальной иконописи к тому времени каноническим считался образ
Святого Александра Невского в облике князя. Старообрядцы же продолжали рисовать
этого святого в старой манере – в облике монаха.
Святой Архистратиг Михаил. Конец XVIII – начало XIX века. Мастерская Богатырёвых (?), Невьянск. Хранится в Музее «Невьянская икона», Екатеринбург |
Михаил – один из архангелов (великих ангелов) в христианской,
иудаистической и мусульманских традициях. В Ветхом завете и в «Апокалипсисе» он
– Архистратиг, предводитель небесного воинства в окончательной эсхатологической
битве против сил зла. Он сражается с сатаной, ангелом зла. Вражда между ними
началась с того момента, когда сатана, низвергнутый с небес, попытался
ухватиться за крылья Михаила и утащить его с собой в преисподнюю, но тогда Бог его
спас. С помощью трубы Архангел Михаил призывает души на Страшный суд.
Богоматерь Корсунская. 1800–1820 гг. Мастерская Богатырёвых. Невьянск. Хранится в Екатеринбургском музее изобразительных искусств |
Согласно древнему преданию, этот образ был написан
святым евангелистом Лукой и хранился в Ефесе (отсюда второе название – «Богоматерь
Эфесская»). В 988 году князь Владимиром после своего крещения принес список
с этой иконы из Корсуни (Херсонеса) в Киев, отчего образ этот и получил
на Руси свое название. Позже эта икона была перенесена в Новгород, а
при Иоанне Грозном – в Москву, в Кремлевский Успенский собор, где и пребывает
доныне. Образ получил широкое распространение на Руси. «…Да взываем Тебе
немолчно: Радуйся, Богомати, в напастех помощнице скорая».
Образ Символа Православной веры. 1814–1822 гг. Мастерская Богатырёвых. Невьянск. Хранится в ЕМИИ |
Для меня – одна из самых интересных икон всей экспозиции.
Каждый элемент Символа веры вписан мельчайшим шрифтом в белый картуш, под
которым помещается соответствующая сцена утонченного, миниатюрного письма. Если
хоть чуть-чуть разбираешься в старославянских буквах и приблизительно знаешь
содержание Символа веры, то у этой иконы можно «зависнуть» надолго, разбирая
подписи к сценам и вглядываясь в сами эти сцены.
Образ Символа Православной веры. Фрагмент. Верхняя часть |
«Верую во Единого Бога
Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во
единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца
рожденного; Света от Света, Бога истинна, рождена, несотворенна, единосущна
Отцу, Имже вся быша…»
Святая Мария Египетская с житием в 16 клеймах. 1804 год. Иван Васильевич Богатырёв (основатель династии). Невьянск. Хранится в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург |
Рождество Богоматери. 1799 г. Мастерская Богатырёвых. Невьянск. Хранится в музее «Невьянская икона» |
Рождество Христово. Между 1832 и 1837 гг. Мастерская Богатырёвых. Невьянск. Хранится в Свердловском областном краеведческом музее |
Одна из самых масштабных икон, вышедших из мастерской
Богатырёвых.
Пророки. 1814–1822 гг. Мастерская Богатырёвых. Невьянск. Хранится в ЕМИИ |
Чудо Георгия о змие. 1814–1822-е гг. Мастерская Богатыревых. Хранится в ЕМИИ |
* * *
Богатыревы были не просто иконописцами. Они являлись «закоренелыми
раскольниками», людьми грамотными и искушенными в тонкостях своего вероучения.
Так что отношения с властями были у них непростыми. До конца своих дней
находились под строгим секретным надзором и стояли на первом месте в списке
главных лиц, поддерживающих раскол в Невьянске. На иконе «Рождество Христово»,
написанной в 1832-1837 гг., Богатыревы на фронтоне дворца царя Ирода нарисовали
двуглавого орла – герб династии Романовых. При этом надворный советник С.Д.
Нечаев, производивший по поручению Николая I «исследование о расколе» в
Пермской губернии и лично встретившийся с Богатыревыми, так писал о них в своем
дневнике: «В Невьянске лучшие иконописцы тщательно сохраняют древний греческий манер
в рисунке и оттенении. Для сего употребляют они яичный желток. Богатырёвы всех
искуснее и богаче. Они пишут образа для новой старообрядческой церкви в
Екатеринбурге. На работу сию потребуется не менее трех лет. Нет нужды
прибавлять, что живописцы сии их толка, ибо они [т.е. раскольники] работы от
других не принимают и образам их не молятся. Я был приятным образом поражен
степенною, умною физиономией, приветливым и вместе с тем важным разговором этих
художников. Один из них имел счастье поднести икону Казанской божьей матери своей
работы покойному Государю Александру I, и удостоился в награду получить золотые
часы… Дед, сыновья и внуки занимаются одним искусством с великим успехом».
Комментариев нет:
Отправить комментарий