До
недавнего времени было такое удивительное явление, я бы даже сказал – был такой феномен.
Феномен одновременно и в театральной жизни, и в жизни музейной. И вообще, это
было очень яркое явление в жизни Севастополя. Спектакли ставились коллективом,
состоявшим из артистов Русского драматического театра им. А.В. Луначарского. Идейным
вдохновителем всего этого дела, воплотившим в жизнь совершенно особую,
оригинальную, искрометную и очень живую (!) концепцию античного театра, является
Евгений Журавкин (один из самых ярких и харизматичных актеров театра им. Луначарского).
Сегодня на сайте «АНТИЧНОГО
ТЕАТРА ХЕРСОНЕСА» (http://www.hersonesteatr.com/) я прочел объявление, которое здорово испортило мне
настроение:
«К сожалению, наша работа в Античном театре Херсонеса
закончена. Сезон 16-го был, как и ожидалось, последним».
Даже не знаю, что
сказать по этому поводу…
«Античный театр Херсонеса» - совершенно уникальный – по мировым
меркам – опыт. Руин древних театров сохранилось немало, особенно в Греции.
Многие из них используются и в наше время по прямому назначению. Это даже
модно. Но в основном это концерты каких-нибудь мировых звезд, чаще это все
происходит в форме театральных фестивалей. Но обычно это все же какие-то
разовые проекты. А вот так, чтобы в течение пятнадцати лет, на регулярной
основе, на месте древнего театра в течение всего летнего сезона ставились
полноценные профессиональные спектакли с высококлассными актерами – это,
насколько мне известно, исключительная особенность Херсонесского
музея-заповедника. Причем по большей своей части это были действительно АНТИЧНЫЕ
трагедии и комедии и спектакли по мотивам античных пьес. Для меня полная
загадка, почему руководство Херсонесского музея-заповедника не понимает, что
присутствие «Античного театра Херсонеса» не только создавало особую ауру и
особый ореол для самого музея, но являлось тем, что позволяло
античности каждое лето возрождаться и теплиться настоящим, живым огоньком на
священном месте, среди древних камней Херсонеса Таврического.
Я не знаю, в чем там проблема: финансовые ли причины (музей
должен зарабатывать деньги, и проще пустить какой-то крупный театр с дорогим проектом, чем отдавать место и время труппе энтузиастов, с которых мало что
можно взять?); вопросы ли, связанные с охраной памятника (но тогда непонятно,
почему другие концерты все же проходят и будут проходить?); какие-то сугубо
личные конфликты и претензии? Или здесь доказана в очередной раз правота того
расхожего мнения, что жизнь настоящего творческого коллектива в среднем
продолжается 15-20 лет, после чего энергия иссякает или люди просто расходятся?
Я – как простой зритель и старинный патриот Херсонеса - этого
не знаю, поэтому никого обвинять не могу и не хочу. Но факт остается фактом –
спектакль, который я видел в театре Херсонеса в последний день августа прошлого
года оказался последним в истории «Античного
театра Херсонеса»…
Уважаемые актеры, постановщики, звукорежиссеры, осветители,
хореографы – все члены труппы «Самого древнего театра» - спасибо всем вам
огромное за ваш энтузиазм, юмор, жизнелюбие и ту большую радость. которую вы в
течение пятнадцати лет дарили огромному количеству зрителей!
Ниже – мои обрывочные воспоминания о посещении Античного
театра 31 августа 2016-го года и вообще о театральном деле Херсонеса
Таврического.
*****
«… Да-а, ты знаешь, это действительно о-очень атмосферное
место…» – обрывок эстетского разговора двух москвичек,
впервые оказавшихся в Херсонесе.
Теплый вечер. Итальянский дворик заполнен ласковыми
предзакатными лучами. В воздухе разлита какая-то нега… А в это время метрах в
семидесяти отсюда, на сцене Античного театра, актеры готовятся к тому, чтобы начать разыгрывать
комедию Аристофана, и томно-жгучее мексиканское трио «LAS KRUTOS», которое "в спектакле никакого участия не принимает", уже пробирается через древние руины, чтобы разогреть публику...
Херсонес давно знаменит свой бурной театральной жизнью.
Нужно сказать, что это вообще совершенно уникальная история. Нет, конечно, во
многих местах, особенно в Греции, где есть античные театры, в них периодически
устраивают концерты, проводят фестивали и ставят спектакли. Знамениты в этом
смысле Одеон Герода Аттика в Афинах, Театр в Эпидавре и другие аутентичные
места. Но чтобы вот так, как в Херсонесском театре, в котором в течение всех
трех летних месяцев чуть ли не каждый вечер три севастопольских театра по
очереди собирали аншлаги – такого, по-моему, нет нигде. Тут, конечно, возникает
вопрос – а как все это сказывается на состоянии древнего памятника? Но, как
говорится, искусство требует жертв… Совсем недавно Херсонес Таврический получил
федеральное финансирование и в связи с этим стал для посетителей бесплатным –
продавать билеты за вход на территорию заповедника музей теперь не может. Экскурсии и вход на экспозицию - платные, но дополнительных способов привлечения «хозрасчетных» средств, видимо, совсем немного. Предоставление античной сцены для современных постановок - один из таких способов...
Так или иначе, хорошо это, или плохо с точки зрения охраны
памятников, но проникнуться настоящим духом античного театра можно только так,
сидя на скамьях, сложенных из древних камней или пристроившись где-то
сбоку на земле, подстелив пляжное полотенце (если пришел на спектакль к самому
началу, когда весь амфитеатр уже забит под завязку, так что зрители сидят чуть
ли не на плечах друг у друга), под звездным небом (если дело происходит в конце
августа), обдуваясь легким морским бризом, включаясь в игру, которую предлагают
тебе актеры, гогоча до колик в животе над аристофановскими шуточками, которые в
другой обстановке показались бы просто пошлыми… Вся обстановка делает твои
эмоции полными, а восприятие непосредственным, почти детским.
Между прочим, я был свидетелем того, как еще только начинала реализовываться идея устраивать театральные постановки среди древних камней Херсонеса – и даже до некоторой степени приложил к этому делу свои руки, причем в самом что ни на есть буквальном смысле. Было это, кажется, в 1981 году. Руководство музея-заповедника привлекло тогда нас, студентов-практикантов из Крымской археологической экспедиции Уральского университета, к общественно-полезному труду – к перетаскиванию больших белых каменных блоков и к укладке их в виде подиума. Так мы строили что-то напоминающее сцену. В награду нам выдали, так сказать, «контрамарки» на посещение первого спектакля. Тогда, в ’81-м, все это действо происходило совсем не на сцене Античного театра, а у одной из башен юго-восточного участка оборонительных стен. Что касается самого античного театра, то в 81-м с большим трудом можно даже догадаться, что это именно театр – от аутентичного строения сохранилась одна скамья и часть лестничного прохода (тот «театрон», то есть скамьи в виде амфитеатра, на которых теперь сидят зрители во время представлений – это современная реконструкция).
И вот теперь (надо же!) я оказался свидетелем последней постановки античного театра. Закончился какой-то цикл...
"Зачем разбили мы кумиры их,
зачем изгнали их из древних храмов? -
изгнание для них не стало смертью.
О ионийская земля, они тебя как прежде любят
и память о тебе хранят их души.
Когда восходит над тобой высокий августовский день,
пропитан воздух твой их жизненною силой,
порою образ молодой, бесплотный,
неясный образ поступью крылатой
легко проходит по твоим холмам".
(Константинос Кавафис)
Комментариев нет:
Отправить комментарий