среда, 1 июля 2015 г.

Парк акведуков в Риме (Parco degli Acquedotti di Roma)




Парк акведуков я планировал посетить в Риме непременно. Во-первых, это одно из тех мест, где античность являет себя в «чистом» виде, так сказать, в чистом поле, почти не будучи встроенной ни в средневековье, ни в современность. Поэтому побывать здесь было для меня ничуть не менее важным делом, чем посетить Колизей или Форум. Вторая причина носила чисто практический характер: в университетском курсе лекций по античной истории я всегда рассказываю студентам о том, какую большую роль играла система водоснабжения и ее поддержание в надлежащем состоянии в политической жизни Древнего Рима. Поэтому мне нужны были какие-то собственные эффектные фотографии для слайдов, которые я показываю студентам на лекциях.

Наши «римские каникулы», однако, оказались настолько заполнены всевозможными поездками, экскурсиями и походами по музеям, настолько спрессованными по времени, что пролетели как один миг. Оставалась единственная возможность – раннее утро в день отлета. Рейс, к счастью, был дневной,  поэтому если поторопиться, акведуки еще можно было увидеть. К сожалению, никто толком не мог мне объяснить, как добраться до этого места. Не могли даже Сабина и Оля, мои любимые аспирантки, которые, как мне кажется, знают в Риме уже каждый древний камень. Даже гид, водившая нас с обзорной экскурсией по Риму, как-то небрежно (и даже несколько  раздраженно) отмахнулась от моего вопроса (мол, «чего ты там не видел?»). Поэтому я заранее выяснил в туристическом информационном пункте (на вокзале Термини), как добраться до Парка. (Рекомендую всем пользоваться именно этой возможностью: все четко распишут и даже выдадут простенькую карту). Оказалось все предельно просто и вполне приемлемо по времени: садишься в метро, линия А (благо вход в метро на станцию Витторио Эммануэле рядом с  моей гостиницей), выбираешь направление на Ананьину (Anagnina) и доезжаешь до остановки Джулио Агрикола (Giulio Agricola) или до следующей станции – Субаугуста (Subaugusta). Это занимает минут 17-20. Затем от метро идешь пешком в направлении улицы Виа Лемониа (Via Lemonia). Это еще минут 10-15. Собственно парк акведуков (Парко-дельи-Акведóтти) находится прямо за Виа Лемония и тянется вдоль нее.

Парк акведуков – тихое, наполненное воздухом и светом местечко в пригороде. Здесь римляне, живущие на юго-восточной окраине Вечного Города, сажают картошку, бьются в регби, выгуливают своих сеттеров и русских пегих гончих, катаются на велосипедах, играют в теннис, совершают пешие пробежки, бьют по шарам на огромном поле для гольфа, пытаясь загнать эти шары в лунку, – «и на всё чихают с высокой ... дерева». 


Парк акведуков.


Гольф-клуб "Арки Клавдия"


Две арки от акведука Клавдия на краю "картофельного" (?) поля.


Тропинка вдоль акведука Клавдия – излюбленное место у местных любителей велоспорта.

Итальянцы готовятся «продуть» Первые Европейские игры.



Сеттер и русская пегая гончая на пустыре в Парке акведуков.

Деревья выстроились в ряд, образуя своеобразные арки и словно подражая акведуку Клавдия…

Небо античности. Диптих.

Ager Romanus – Римское поле.



Когда в Ватикане, в Базилике-ди-Сан-Пьетро, китайцы и китаянки в массовом порядке  делают селфи на фоне Трона Святого Петра, на фоне Ватиканской Пьеты, на фоне Балдахина, у гробницы Матильды Тосканской и далее по списку (сначала в одиночку, потом вместе с сестрой, потом вместе с мужем, потом вместе с мужем и с сестрой, и, наконец, всей группой), к этому быстро привыкаешь. Но признаться, эти две очаровательные девушки меня несколько удивили – не ожидал стать свидетелем китайской фотосессии на самой окраине Рима, рядом с картофельным полем:










На фотографии ниже, на заднем плане, Альбанские горы, Colli Albani, или, по-латыни, Albani montes. Самая высока точка здесь – Монте-Альбано, остывший вулкан. Высота – 950 м над уровнем моря. Вулкан перестал действовать около 1100 года до Рождества Христова, после чего местность в тех краях начала заселяться людьми. Где-то там находятся Ариция, Арминий, Велитры и, конечно же, знаменитая Альба-Лонга, прародительница Рима. Оттуда, с тех самых мест, началась колонизация всего Лация. Где-то наверху этих холмов находятся два живописных вулканических озера – Альбанское и Неми. От южной окраины Рима горы отстоят километров на 25–30. В тех краях я никогда не бывал, но одного взгляда мне было достаточно, чтобы понять – это именно они, Альбанские горы!
Вид на Альбанские горы от Парка Акведуков. Расстояние до Монте-Альбано (иначе Монте-Каво) – около 30 км.
Монте-Альбано, потухший вулкан, прародина Рима и всех остальных городов Лация. (Карта из Национального Римского музея «Термы Диоклетиана»).
Возникновение главных латинских центров в начале I тыс. до Р.Х. (Карта из Национального Римского музея «Термы Диоклетиана»).



Уже сами названия «Ариция», «Неми», «Альба-Лонга», «Велитры» задевают в моей душе какие-то потаенные струны и настраивают на загадочно-романтический лад. В глубине души у меня всегда жило ощущение, что всё это – не реальные местности, а названия из древних мифов. И вдруг я вижу, что они, эти Альбанские горы, существуют в действительности! Вот они, на горизонте. Фантастика!
Монте-Альбано (иначе Монте-Каво). Фото с приближением. Расстояние от точки съемки – 25–30 км.



Откуда у меня такое восприятие самих этих названий – Ариция, Неми, Альба? Скорее всего, это остаточное ощущение от прочитанной очень давно книги Джеймса Джорджа Фрэзера «Золотая ветвь».

"Незабываемая спокойная водная гладь озера Неми, окаймленная зеленой цепью Альбанских гор. Уединенность местности не нарушается двумя типично итальянскими деревеньками, погруженными в дрему на берегу озера. Кажется, будто Диана не захотела оставить этот одинокий берег и продолжает обитать в лесной чаще!
         В древности на фоне этого лесного пейзажа разыгрывалось одно и то же странное и трагическое событие. На северном берегу озера, прямо над отвесными утесами, к которым притулилась деревушка Неми, находилась священная роща и святилище Немийской, или Лесной, Дианы. В святилище росло дерево, и вокруг него весь день до глубокой ночи крадущейся походкой ходила мрачная фигура человека. Он держал в руке обнаженный меч и внимательно оглядывался  вокруг, как будто в любой момент ожидал нападения. Это был убийца-жрец, а тот, кого он дожидался, должен был рано или поздно тоже убить его и занять его место. Таков был закон святилища. Претендент на место жреца мог добиться его только одним способом – убив своего предшественника, и удерживал он эту должность до тех пор, пока его не убивал более сильный и ловкий конкурент."
 (Дж. Дж. Фрэзер. Золотая ветвь. Пер. М. К. Рыклина)

Видимо, это очень хорошо, что на этот раз я не побывал ни в Ариции, ни на берегах озера Неми, ни на вершине Монте-Альбано. Это означает, что план нашей следующей поездки в Рим уже начал составляться...



Мечтательная голубизна итальянского неба…


В Парке акведуков можно увидеть два древних водопровода. Один – это Aqua Claudia (Акведук Клавдия). Строить его начал Калигула, но не успел. Завершать пришлось императору Клавдию. Акведуку этому не везло – вскоре он перестал функционировать, поскольку многие камни были просто разворованы местными жителями ради своих личных строительных нужд. Впрочем, последующие императоры – Веспасиан, Тит, возможно, и другие правители – периодически восстанавливали этот водопровод. Его канал на большей части своей длины проходил под землей, и только ближе к Городу вода текла по надземной конструкции. В Парке акведуков можно видеть как довольно большую секцию неплохо сохранившейся арочной конструкции Клавдиева акведука (по имени которого назван, например, местный гольф-клуб), так и его отдельные руинированные секции.

 
Aqua Claudia в Парке Акведуков.

Благодаря руинированным секциям можно отлично представить, как был устроен водопровод, даже не влезая наверх.

Руины Aqua Claudia, которые позволяют увидеть, как был устроен водопровод.
 

Канал Клавдиева акведука.
 
Арка Клавдиева водопровода.

Уже в самом городе Акведук Клавдия соединялся с водопроводом Анио Новус. Две арки этих объединенных водопроводов, проходивших над Пренестинской дорогой, превратились в городские ворота, один из главных входов в Рим. В третьем веке нашей эры, при императоре Аврелиане, эти ворота стали – вместе с акведуками – частью Аврелиановой стены, окружившей город. В средние века Пренестинские ворота получили новое название – Большие ворота, Порта-Маджоре. «Большими» они были названы не из-за своей величины, а потому, что через них заходили в Рим паломники, шедшие к расположенной неподалеку церкви Санта-Мария-Маджоре. 
Пренестинские ворота, названные позднее «Большими» – Порта-Маджоре.
Акведук Клавдия и одновременно Аврелианова стена; видны Большие ворота.


























Другой водопровод, который можно видеть в Парке акведуков – это Aqua Marcia. Этот акведук имеет, пожалуй, самую завидную судьбу из всех римских водопроводов. Он был построен еще во втором веке до Р.Х. претором Квинтом Марцием Рексом, позднее неоднократно ремонтировался и функционирует до сегодняшнего дня!
Ключевая горная вода поступает по Aqua Marcia в Вечный Город до сих пор.
Акведук Марция.

В Риме нет проблем с питьевой водой, даже в самую жару. Нужно просто иметь с собой пластиковую бутылочку. Воду можно набрать в небольших фонтанчиках или прямо из любого большого фонтана. Вода сюда поступает непосредственно с Альбанских гор. Источник Акведука Марция, например, находится в долине реки Анио, в 91 км от Рима. Вода сказочная – свежая, холодная и очень вкусная.

Фонтан Тритона на площади Барберини в Риме. Построен по приказу папы Урбана VIII Барберини. Вода поступает непосредственно с гор по древнему акведуку.

Древний Палатин до сих пор снабжается ключевой водой по древнему акведуку.
Вот еще одна колонка. "Капитолийская волчица" не даст умереть от жажды.


"Римские акведуки – при всей их откровенной и даже подчеркнутой функциональности – представляли собой тщательно продуманные и совершенные произведения искусства. Поверху шел канал, отделенный от субструкций карнизом, ниже – арки, еще ниже – зрительно обособленные от арок опоры. Длинные непрерывные горизонтали скрадывали высоту и подчеркивали бесконечность уходящего вдаль водопровода. Трудно избавиться от впечатления, что архитекторы, прокладывая трассу акведука, учитывали его художественное взаимодействие с окружающим ландшафтом, до такой степени свободно и красиво взбегает он на пригорки, противостоит плоскости равнины, исчезает в зелени, отражается в зеркале реки"…
(Кнабе Г. С. Древний Рим – История и повседневность. М., 1986. С. 38)









Комментариев нет:

Отправить комментарий