На следующий
же день по прибытию на Пелопоннес мы отправились в Древнюю Мессену (по-новогречески
– Архиа Мессини). Это большой археологический парк, расположенный в самом
центре области Мессения, у подножия горы Ифомы, рядом с деревушкой Мавроммати,
которая приютилась на склоне той же горы. Ифома, как известно, была центром
сопротивления мессенцев против спартанцев в годы Первой и Третьей Мессенских
войн. Наверное, многие читали в детстве книгу:
Любовь Воронкова. След огненной
жизни. Мессенские войны. М.: Детская литература, 1969. (Хочу найти
эту книгу и иметь ее в своей библиотеке, но только то самое издание,
шестидесятых годов…).
Гору Ифому мы видели, когда ехали из аэропорта Араксос в Каламату. Оказывается, как раз в этот день на склоне этой горы, как раз обращенном к древней Мессене, случился сильный пожар. Благодаря пожарным огонь не затронул ни деревушку, ни археологический парк, ни византийскую церквушку, расположенную на самой вершине горы.
|
Гора Ифома (вершина слева). Около 800 м над уровнем моря. Фото с автотрассы, из окна автобуса |
Рейсовый
автобус из Каламаты в Архия Мессини ходит два раза в неделю, по вторникам и четвергам.
Причем отправляется он в 5.30 утра и в 14.00 (расписания
автобусных маршрутов в Греции не всегда поддаются очевидному логическому
объяснению). Автобус идет до Архиа Мессини около часа, а археологический парк и музей
открываются в 9.00. В общем, решили добираться на такси. На автовокзале переговорили с несколькими
таксистами. Тасос, лет шестидесяти, с неплохим английским (что выгодно отличает
его от большинства других таксистов Каламаты), предложил отвезти нас в Мессину
по весьма приемлемой цене. Договорились так: он ждет нас в Архиа
Мессини, пока мы там всё осматриваем, а затем отвозит наверх, на гору Ифому
(там византийский монастырь, на месте которого в древности находилось святилище
Зевса Ифомского), после чего доставляет в отель.
|
Гора Ифома, ее юго-западный склон. Утро после страшного ночного пожара |
Когда мы приехали на место, в Мавроммати вдоль дороги стояло большое количество пожарных машин, а в воздухе еще ощущался запах гари. Совсем недавно Ифома была покрыта зеленью, а теперь она представляла собой громаду, величественно и мрачно возвышающуюся над жизнерадостной деревушкой и вселяющей невероятный археологический оптимизм долиной.
|
Портик, окружающий стадион Древней Мессены, на фоне горы Ифомы. На следующий день после пожара 26 августа 2014 года |
Город Мессена
был основан в IV веке до Рождества Христова. Основан он был фиванцами, на тот
момент злейшими врагами Спарты, как противовес и форпост против нее. Спарта к
тому времени уже ослабела и не имела никакой возможности помешать этим планам.
|
Вид
на стадион Древней Мессены и на долину Стениклер со склона горы Ифомы
(от деревни Мавроммати). Если бы не слаженные действия пожарных, все это
могло бы сгореть... |
Мессена построена в основном из местного известняка. Этот камень необычен на вид и,
что характерно, имеет очень прочную структуру, более прочную, чем мрамор.
|
Колонна из местного известняка |
Именно
благодаря прочности местного известняка от этого древнего города многое сохранилось. Здесь нужно сказать еще об
одной вещи: Мессена являет собой пример масштабных, но при этом, как это ни удивительно,
достаточно умных и бережных реставрационных работ. Лично на меня Древняя
Мессена произвела даже более сильное впечатление, чем Олимпия. А в Олимпии,
честно говоря, есть что посмотреть. (Впрочем, у Олимпии есть одно неоспоримое
преимущество – это ее музей).
Комплекс Древней Мессены состоит из целого ряда ярких археологических памятников, таких как театр (так сказать. Большой театр); одеон, в котором проводились народные собрания (так сказать, Малый театр); святилище Асклепия; два святилища Артемиды Орфии, одно из которых более древнее, другое - более новое; два мавзолея, один из которых реконструирован почти целиком; стадион и окружающий его гимназий с дорической стоей, представляющие собой масштабное и впечатляющее архитектурное единство.
|
Театр Древней Мессены |
|
Театр Древней Мессены. Скена |
|
Театр Древней Мессены. Кресло Верховного Жреца и гелладарха провинции Ахайя |
|
Фонтанный павильон Арсинои, расположенный рядом с агорой и театром |
|
Асклепейон (святилище Асклепия). В центре - крупный дорический храм |
|
Асклепейон, его северо-западный угол |
С
точки зрения сохранности архитектурных деталей и масштабности
реконструкции самым впечатляющим памятником Древней Мессены является
комплекс стадиона с охватывающей его с трех сторон стоей гимнасия и с
расположенным на его южном конце герооном (мавзолеем) аристократической
семьи Сефидов.
|
|
Стадион Древней Мессены, преобразованный римлянами в арену для гладиаторских боев |
|
Древняя Мессена. Гимназий, восточный портик |
|
Стадион, гимнасий (восточная стоя) и мавзолей Сефидов |
Небольшой дорический храм с четырьмя
колоннами спереди, стоящий на высоком подиуме, использовался в качестве
мавзолея (героона, то есть святилища героев) для захоронения
представителей знатного мессенского рода Сефидов с 1-го по 3-й век нашей
эры. Влиятельные члены этой семьи в эпоху римского господства исполняли
должности Верховного Жреца и гелладарха (наместника) провинции Ахайя.
|
Героон Сефидов, расположенный на высоком подиуме, замыкает архитектурный комплекс стадиона с юга |
Туристов в Древней Мессене немного. В отличие, например, от Олимпии. Когда я шел от героона Сефидов через стадион, то на всем этом большом пространстве кроме меня никого не было. Потом появились еще какие-то люди. И вдруг откуда-то сверху полились звуки божественной красоты - женский голос в стиле бельканто пел арию из какой-то итальянской оперы. Это было что-то невероятное и божественное. Откуда исходит звук я понял лишь тогда, когда поднялся по ступенькам стадиона: на верхней площадке, и колоннады гимнасия, стоял электромобиль, принадлежащий, судя по всему, какому-то важному начальнику всего этого большого хозяйства, а вокруг него три человека, мужчина и две дамы под раскрытыми зонтиками (жара в этот день, нужно сказать. была испепеляющая). Пела, как оказалось, одна из этих дам.
|
Бельканто в воздухе Древней Мессены |
Еще одним весьма необычным археологическим памятником - с точки зрения его архитектурной конструкции и превосходной сохранности - является гробница, которая была построена в конце III века до нашей эры для захоронения членов какой-то аристократической мессенской семьи и которая продолжала использоваться вплоть до I века нашей эры.
|
Гробница, расположенная недалеко от пропилей (главного входа в гимнасий).
Древняя Мессена. III в. до н. э. - I в. н. э. |
Пандус, находящийся с южной стороны гробницы, ведет через каменный дверной проём в погребальную камеру. В восьми могилах, расположенных под полом, археологи нашли драгоценные заупокойные дары, несмотря на то, что гробница была разграблена еще в древности.
Это монументальное сооружение имело необычную крышу в виде конуса, который завершался коринфской капителью. Камни, из которых была сложена эта коническая крыша, хотя и были развалены и разбросаны, сохранились неплохо, что дает надежду на полную реконструкцию этого необычного и сооружения.
|
Опыты по реконструкции конической крыши эллинистической гробницы одной знатной семьи из Древней Мессены |
Археологи раскопали, кроме всего прочего, подземную камеру, выложенную прямоугольными каменными блоками. скрепленными железными шпонками. Сверху эта камера герметично перекрывалась двумя рядами тщательно подогнанных камней, на которые помещалась тяжелая крышка весом в полторы тонны.Эта подземная камера в литературных источниках упоминается как "Сокровищница" (то есть городская казна), в которой в 183 г. до н. э. в качестве пленника содержался главнокомандующий Ахейского союза Филопемен из Мегалополя. Здесь он и был отравлен мессенским полководцем Дейнократом с сотоварищами, которые были фанатичными членами антиахейской партии.
|
Так называемая "Сокровищница мессенцев" |
Реализация новой программы раскопок и масштабной реставрации Древней Мессены началась в 1989 г. Видно невооруженным глазом, что работы ведутся с огромной любовью к этому необычному археологическому памятнику.
Архиа Мессини... Удивительно, но ностальгия по этому месту начинается в тот самый момент, когда его покидаешь - когда проезжаешь над этим древним городом по деревушке Мавроммати и бросаешь прощальный взгляд на эту долину с античными руинами... Впрочем, в глубине души я очень надеюсь, что еще вернусь сюда. Тем более, что увидел я здесь далеко не все, что можно увидеть.
Комментариев нет:
Отправить комментарий