Продолжение рассказа "Пермь музейная". Пермский музей современного искусства.
ЭПИСОДИЙ ЧЕТВЕРТЫЙ.
ЛИЦО НЕВЕСТЫ ИЛИ
ГАТТАМЕЛАТА В ШКУРЕ ЧИНГИЗХАНА
Современное искусство в Перми чувствует себя комфортно. Еще бы, на его страже стоит такой вот Робо-Коп (или Дон-Кихот?):
Композиция у входа в Пермский музей современного искусства. |
Пермский музей современного искусства «PERMM» открылся в
2009 году в заброшенном здании старого речного вокзала. Постоянной экспозиции здесь
нет. Мы попали на выставку «Лицо невесты. Современное искусство Казахстана».
Состоит выставка из разного рода инсталляций. Первая из них – большая подборка фотографий на тему Казахстана, объединенных одним сугубо внешним элементом – цветом: в каждой фотографии есть что-нибудь голубое (казахский флаг; забор, выкрашенный в голубой цвет; фартук и т.д.). Но есть что-то еще, что объединяет все эти фотографии...
Еще одна инсталляция: «половецкие бабы», туловища которых изготовлены из автомобильных покрышек, а головы — из камня и эпоксидной смолы. Автор, Молдакул Нарымбетов, назвал это свое творение «Балбалы».
Балбалы. Резина, камень, эпоксидная смола. Молдакул
Нарымбетов.
|
Еще один любопытный экспонат – "Гатамелат в шкуре Чингизхана".
Что приходит в голову, когда глядишь на эту «скульптуру»? Гениальное творение! В самом деле, не нужно доводить себя, как Микеланджело, до
полнейшего изнеможения, месяцами не выходя из мастерской и добиваясь нужных
линий и требуемого изгиба. Просто ставишь четыре лошадиных копыта, придумываешь
туманное название – и всё! Остальное – работа зрителя и его воображения. Тебя
заметят, будут о тебе говорить, обсуждать (как минимум неделю после выставки).
Кто-то даже полезет в Интернет – узнать, что такое «Гатамелат».
Однако, как оказывается, не всё так просто. Вот что говорит
о своем ... как сказать? ... арт-объекте сам его автор, Ербоссын
Мельдибеков: «Если раньше везде [имеется в виду: в Казахстане] стояли статуи Ленина, то теперь его место
заняли статуи батыров. Еще в 99-м году я сделал "Памятник неизвестному
батыру". От местных, казахских сюжетов я перехожу к глобальным: "Гатамелата
в шкуре Чингисхана". Вместо Ленина пришли кочевники, лишенные лиц,
непонятные, неизвестные. Вместо памятника герою-защитнику времен Возрождения –
натуралистическое изображение: как если бы итальянская опера превратилась в
монгольское горловое пение. Над всем возобладал инстинкт…» (см.: А. Фоменко. О
горах и героях // Сайт ART1,
от 16/10/2013: http://art1.ru/2013/10/16/o-gorax-i-geroyax-24901).
Гатамелат (вообще-то правильно Гаттамелата) – это средневековый
итальянский наемник, кондотьер, служивший римским папам. Прославился своей жестокостью и хитростью, за которую и получил это
прозвище, которое означает «Медовая кошечка» – говорят, он умел ловко заманивать противника в засаду. Но все же известен этот кондатьер, в первую очередь, по иной причине: в городе Падуя скульптор Донателло поставил ему памятник, так вот,
гипсовая копия головы этого памятника (т.н. "Гаттамелата" или "Голова кондотьера") есть практически во всех изостудиях, школах живописи и рисунка наряду с
бюстами Сократа, Перикла и т. д. По этим бюстам юные художники и фотографы, дабы
овладеть мастерством, учатся передавать светотени. Впрочем, для актуального
искусства светотени – это уже не актуально…
Вообще, мне интересно: почему мастера актуального искусства
не могут обойтись без расчленёнки?
А вот еще один «Мустанг»:
Нужно понимать, что все здесь происходит в движении – туда-сюда, туда-сюда.
А вот еще один «Мустанг»:
Нужно понимать, что все здесь происходит в движении – туда-сюда, туда-сюда.
Серия вещей под названием «Атавизмы» – это ковры из войлока, в который вплетены разные вышедшие из употребления вещи – батарейки, телефоны. крышечки, пульты и т.п., – но не уничтоженные и не выброшенные на помойку, а прочно в этом войлоке застрявшие:
Почему-то у творцов так называемого паблик-арта очень
популярны видео-инсталляции. Снимают что-нибудь минут на 5–10, ставят огромные
экраны и гоняют без остановки. Сюжеты иногда провокационное, иногда
завораживающее, иногда – просто кадры разгона демонстрации в Новой-Узени
(Жанаозене), иногда вообще откровенная шняга типа лиц брачующихся, показанных о-о-очень
крупным планом.
Наиболее экспрессивный из этих роликов такой: съемки на улице крупного города, скорее всего – Астана (рядом происходит смена почетного караула у Вечного огня); большая группа людей ждет автобус; перед толпой, прямо на дороге, появляется какой-то «аксакал», с бородкой, в казахской «треуголке». И вот этот аксакал-заморыш по чём зря лупит здоровенного детину, тоже казаха, который без бороды и значительно моложе аксакала. Этот детина (то ли сын хоттабыча, то ли его подручный бандит) лишь слегка пятится, но все оплеухи и удары принимает смиренно, никак не возражая. Хоттабыч при этом что-то громко кричит, ругает за что-то этого парня. Камера подробно показывает лица людей, которые с удивлением смотрят на происходящее, но никак не вмешиваются и даже с места не шелохнутся. Ролик продолжается: теперь снимают другое место в городе, других прохожих, но опять разыгрывается очень похожая сцена. Потом еще раз, уже в третьем месте. Сначала непонятно – это что, какой-то казахский обычай? Потом, присмотревшись, понимаешь, что действующие лица – одни и те же, только одеты по-разному. В конце-концов понимаешь: провокация устроена ради того, чтобы снять лица случайных зрителей. Ради съемки этих лиц, их эмоций, всё это и задумано. И, нужно признать, провокация удалась – это единственный ролик, который невольно досматриваешь до конца и который потом очень долго не выходит из головы…
А вот кадр из другого ролика: пустыня, две симпатичные, несколько потерявшиеся медсестры в пыльной степи; следующий кадр в этом же ролике – буксующий старенький «ГАЗ-69», ну, и т. д.
Наиболее экспрессивный из этих роликов такой: съемки на улице крупного города, скорее всего – Астана (рядом происходит смена почетного караула у Вечного огня); большая группа людей ждет автобус; перед толпой, прямо на дороге, появляется какой-то «аксакал», с бородкой, в казахской «треуголке». И вот этот аксакал-заморыш по чём зря лупит здоровенного детину, тоже казаха, который без бороды и значительно моложе аксакала. Этот детина (то ли сын хоттабыча, то ли его подручный бандит) лишь слегка пятится, но все оплеухи и удары принимает смиренно, никак не возражая. Хоттабыч при этом что-то громко кричит, ругает за что-то этого парня. Камера подробно показывает лица людей, которые с удивлением смотрят на происходящее, но никак не вмешиваются и даже с места не шелохнутся. Ролик продолжается: теперь снимают другое место в городе, других прохожих, но опять разыгрывается очень похожая сцена. Потом еще раз, уже в третьем месте. Сначала непонятно – это что, какой-то казахский обычай? Потом, присмотревшись, понимаешь, что действующие лица – одни и те же, только одеты по-разному. В конце-концов понимаешь: провокация устроена ради того, чтобы снять лица случайных зрителей. Ради съемки этих лиц, их эмоций, всё это и задумано. И, нужно признать, провокация удалась – это единственный ролик, который невольно досматриваешь до конца и который потом очень долго не выходит из головы…
А вот кадр из другого ролика: пустыня, две симпатичные, несколько потерявшиеся медсестры в пыльной степи; следующий кадр в этом же ролике – буксующий старенький «ГАЗ-69», ну, и т. д.
В музее современного искусства и вход в туалет, естественно, должен быть оформлен в стиле паблик-арта:
Ну, и напоследок – несколько сувениров, купленных в сувенирной лавке при музее:
значок с Гомером/Симпсоном:
значок с Гомером/Симпсоном:
... и магнитики с ответами на извечный вопрос:
Крошка сын к отцу пришёл,
И спросила кроха:
Что такое "хорошо"
И что такое "плохо"?
[Продолжение
следует]
Комментариев нет:
Отправить комментарий