понедельник, 1 декабря 2014 г.

Дорога через Тайгет. Кеада и деревня Трипи



Главным событием всего нынешнего путешествия в Грецию, самым "изысканным блюдом", стала всё же поездка в Спарту. Еще в начале путешествия, когда мы возвращались из Архиа Мессини в Каламату, Тасос спрашивал, куда собираемся поехать ещё. Я рассказал о планах по поводу Спарты. Честно говоря, я собирался спросить его, не согласится ли он свозить нас в Спарту. Но Тасос сам предложил свои услуги – едем в Спарту, заезжаем в Мистру, возвращаемся, и за всё про всё - 70 евро. Понятное дело, от такого предложения отказаться было трудно. Тем более, что я ожидал услышать другую сумму. Договорились, что за день до того, как соберемся ехать, я позвоню... Позвонил я через две недели. О деньгах больше не говорили. Для себя решил так: будем ездить, сколько потребуется, а заплачу столько, сколько он скажет, когда приедем назад...

Взгляд назад, на Каламату и Мессенский залив. Перед отправкой в дорогу через Тайгет

Настоящим открытием этой поездки в Лаконию стала сама дорога. Из Каламаты в Спарту можно попасть двумя основными путями.  Автобусы ходят в объезд, по хорошей новой трассе, через Триполи. Эта дорога без всяких неожиданностей и особых рисков. Хотя часть пути здесь тоже впечатляет (в прошлый раз, два года назад, мы ехали в Спарту из Лутрак, и ехали как раз через Триполи). Другая дорога идет через горы и соединяет Мессению и Лаконию напрямую. Официально эта дорога называется ЕО-82 (ЕО = этнике одос, национальная дорога), и проходит она через хребет Тайгета по самому короткому пути – по ущелью Лангада, которым еще в древности пользовались спартанцы, отправляясь на завоевание Мессении. 
Тайгет. Дорога Каламата - Спарта


Более красивой дороги я в своей жизни не видел. Это серпантин с двумя перевалами. Полтора часа сплошного восторга. Один знакомый русскоязычный гид из Мессении,  рассказывая об этой дороге, говорил так: "Адреналин просто брызжет из ушей!". И, в общем, он оказался прав. С одной стороны – бездонная пропасть, с другого края – отвесная скала.



Дорога Каламата - Спарта. Один из перевалов

Кряж Тайгета


 Пожалуй, самый частый дорожный знак здесь – это «Камнепад». Впрочем, красноречивей любых знаков – булыжники и острые камни, лежащие в некоторых местах прямо посереди дороги и никем еще не убранные (вообще-то дорога в неплохом состоянии, за ней явно ухаживают, а камни просто не успевают убирать). 



Скалы Тайгета



За весь путь через Тайгет удалось сделать всего несколько более или менее нормальных фотографий – на протяжении всей дороги смотришь вокруг как завороженный, забывая про фотоаппарат; кроме того самые потрясающие виды отснять не удалось – как правило, именно в этих местах дорога очень опасная, останавливать машину на крутом вираже, например, или на затяжном «языке», или резком подъеме просто опасно.

Дорога через Тайгет
... Остановились у Кеады, расселины в скале. Расселина находится значительно выше дороги. У входа в саму расселину небольшая площадка, куда от дороги ведет длинная забетонированная лестница. Лестница сделана исключительно для удобства возможных туристов. Те места, которые когда-то у древних считались гиблыми и ужасными, обладают особым туристическим потенциалом. Достаточно вспомнить хотя бы Колизей. 

Подъем к Кеаде

Согласно античным авторам, спартанцы бросали в Кеаду тела казненных преступников (см. об этом, например, у Фукидида в первой книге его "Истории"). Честно говоря, я представлял себе это место совсем иначе. Мне казалось, что это - высокая скала, под которой находится глубокая расселина, пропасть, "баратрон", так сказать, откуда человеку, будь он туда сброшен, шансов выбраться уже нет. Именно так получается у Павсания, который говорит о Кеаде в рассказе о подвигах мессенца Аристомена, схваченного спартанцами, сброшенного в пропасть и чудесным образом уцелевшего; выбрался он из расселины будто бы с помощью лисицы, которая показала ему выход.  В рассказе Павсания много странного. Похоже на то, что сам он этого места не видел, а некоторые детали своей повести просто додумал... 


Площадка перед входом в расселину Кеада

На деле Кеада оказалась очень узкой щелью в скале. Уже после поездки я специально разыскал несколько археологических и антропологических отчетов общего характера от исследователей, которые изучали это место. Оказывается, щель имеет глубину около 50 метров. Насколько я понимаю, смертную казнь приводили в исполнение в другом месте, а тела казненных привозили сюда, в район ущелья Лангада (это довольно приличное расстояние от Спарты, особенно если идти пешком) и бросали в этой расселине. Кеада, возможно, выполняла примерно ту же функцию, что и Тофет у древних израильтян и карфагенян. 


Как сообщается в отчетах, в пещере Кеада действительно были найдены человеческие скелеты. Всего 26 скелетов. Все мужчины в возрасте от 18 до 30 лет. У некоторых имеются специфические травмы, позволяющие сделать предположение, что эти люди могли быть военнопленными. И самое интересное - на основании радиоуглеродного анализа скелеты датируются временем от VIII до V века до н. э., то есть эпохой архаики и классики. Именно на этот период приходится Вторая Мессенская война, во время которой и был захвачен Аристомен вместе с пятьюдесятью своими соратниками... 



Некоторые считают, что сюда же спартанцы сбрасывали младенцев, имевших какое-нибудь явное уродство. Археологи, однако, не обнаружили в Кеаде никаких детских костей. Из этого поспешили сделать вывод - вот, мол, развенчан очередной миф - спартанцы никаких младенцев, дескать, не умерщвляли. Но тут надо иметь в виду, что от младенцев вряд ли бы могли сохраниться вообще какие-то кости. Кроме того, об этой спартанской практике сообщает Плутарх в биографии Ликурга, и он пишет, что место на Тайгете, куда отправляли младенцев, чтобы сбросить их с обрыва, называлось"Апофеты" (а отнюдь не "Кеада")...

Сбор тайгетского чая у расселины Кеада
 Тайгет, кроме всего прочего, богат своими травами. Тасос показал мне особую лечебную траву, которую он назвал "чаем" (видимо, чтобы русскому было понятней). Этот тайгетский чай, будто бы, очень полезен при простуде.


Вид на северную часть Спартанской долины. Взгляд с площадки у входа в Кеаду


От Кеады открываются первые изумительные виды на Лаконию, на ее горы и на ее долины. Почти сразу за Кеадой начинается деревушка Трипи (по-гречески Τρύπη, в дословном переводе "Отверстие"), вытянувшаяся извилистой лентой вдоль горной дороги на несколько километров.


Деревушка Трипи. До Спарты - около восьми километров

Местечко это изобилует каньонами и горными источниками. Вода чистейшая, не напьешься. Рай для тех, кто любит путешествовать по горным тропам.


Один из горных источников в деревушке Трипи, Лакония

Лес на Тайгете
Вскоре после Трипи начинается постепенный спуск в долину Спарты, покрытую бесконечными оливковыми и апельсиновыми рощами. Отсюда, из окрестностей Спарты, открывается, между прочим, очень хороший общий вид на древнюю Мистру.

В окрестностях Спарты (деревня Магула). Замок Мистры и древний город Мистра на фоне Тайгета

Комментариев нет:

Отправить комментарий